История первобытного общества » Эволюция человеческого сообщества

Эволюция человеческого сообщества
Страница 1

Изучение первобытной экономики по­зволило выявить важные различия в отношениях рас­пределения и собственности на основных стадиях разви­тия первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяй­ство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное рас­пределение и общая собственность; каждый член общи­ны имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производ­стве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распреде­ление, при котором часть продукта поступала в распоря­жение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую перво­бытной родовой общине форму как праобщину (перво­бытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало дей­ственность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины.

Этот типологический ряд – праобщина (первобыт­ное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). перво­бытная соседская (протокрестьянская) общины – и со­ответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопо­рядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяю­щий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая пери­одизация хорошо отражает то обстоятельство, что соци­ально-экономические последствия перехода от присваи­вающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных.

При трехчленной периодизации первобытной исто­рии в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошло­го, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования.

Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следова­тельно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное со­держание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследо­ванных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и заверше­ние биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхож­дений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родо­вого строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступ­лением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праоб­щины должна быть отнесена до времени среднего палео­лита и палеоантропов. Правомерным, но необязатель­ным. Ведь биологический облик палеоантропов продол­жал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терми­нологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Страницы: 1 2

Причины заговора против Унгерна
Рибо (Рябухин) и Макеев объясняют их следующими факторами: жестокостью Унгерна по отношению к офицерам, намерением Унгерна якобы идти в Тибет, что вызвало бурю гнева среди верхушки Азиатской конной дивизии. Л. Юзефович разделяет эту точку зрения. Он почти целую главу посвятил плану барона направиться в Тибет, что, по его мнению, вызвало ...

Психологические особенности
На характер Бориса Николаевича Ельцина огромный отпечаток наложило детство. Уже в раннем возрасте мальчик, которого жестоко порол отец, научился терпеть боль молча. Известны многократные случаи хулиганства, хотя Боря прекрасно знал, что дома его ждёт наказание. Возможно, отсюда его беспощадность, возбуждение от тяжких испытаний и знамен ...

Внутренняя политика Китая
1 октября 1949г. Мао Цзэдун от имени китайского народного правительства торжественно заявил о создании Китайской Народной Республики. Незадолго до этого, 21 сентября 1949г., была создана первая сессия Китайской Народной политической консультативной конференции в Бэйпине (Северное спокойствие), который через несколько дней был переименов ...