Исторические хроники » Внешняя и внутренняя политика Екатерины 2 » Внутренняя политика Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II
Страница 1

После переворота 28 июня 1762 года Екатерина осуществила заветную мечту, которую лелеяла целых 18 лет, она стала самодержавной русской императрицей, но удержаться в этом положении было так же трудно, даже труднее, чем достичь престола.

Прежде всего, трудно было подчинить и дисциплинировать тех лиц, которым она обязана была восшествием на престол трудно было ввести их в определенные границы, внушить должное уважение к особе государыни, держать их так, чтобы они не забывались. На первых порах Екатерине это не удавалось, с ней обращались не как с императрицей, а как с участницей заговора, к ней лезли со всевозможными претензиями, просьбами и советами, и Екатерине приходилось всех выслушивать, всем угождать.

Для удовлетворения заговорщиков Екатерине пришлось раздать им до 180000 душ крестьян и до 180000 рублей единовременно, не считая постоянных пенсий от 5000 рублей и менее.

Иноземные наблюдатели считали положение Екатерины шатким. Английский посол писал своему правительству, что Екатерина сделала большую ошибку, возложив корону на себя, а не на Павла, но английский дипломат ошибался: Екатерина не только не ошибалась, но и установила сильную и авторитетную власть, которой не пользовался никто из ее предшественников, кроме Петра Великого. Ее выручили ее природный ум, тактичность, знание среды, приобретенное в бытность великой княгиней, и необыкновенное искусство применяться к людям и обстоятельствам.

При вступлении на престол Екатерины русское общество не проявило никаких политических конституционных стремлений, которые обнаружились при вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. В 1762 году добивались смены лица, а не смены политического порядка. Поэтому Екатерина при вступлении на престол должна была считаться не с конституционными домогательствами, а с беспорядочным хозяйничаньем знати, которому она и решила положить конец, ввести его в определенные границы.

6 июля 1762года Екатерина издала манифест. В этом манифесте Екатерина писала: "Наиторжественнейше обещаем нашим императорским словом узаконить такие государственные установления, по которым бы правительство любезного нашего отечества в своей силе и принадлежащих границах течение свое имело так, чтобы и в потомки каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всем порядка". Эта неопределенная фраза давала повод к толкованиям, что Екатерина введет известное конституционное устройство. На самом же деле под именем "государственных управлений" Екатерина разумела знать, сосредоточившуюся в Сенате, которая делала в царствование Елизаветы, что хотела. В 1763 году Сенат был разделен на пять департаментов, из которых два находились в Москве, четыре – в Петербурге, общие собрания Сената с этого момента стали происходить очень редко. Раздробив Сенат, Екатерина увеличила компетенцию состоящего при Сенате генерал-прокурора, сделала его контролером и предоставила ему много дел, которые изъяла из ведения Сената. В то же самое время от Сената были отделены три коллегии: иностранных дел, военная и морская. Указом 1763 года у Сената было отнято право толковать законы, и предписано исполнять их буквально. Сенату было вменено в обязанность во всех сомнительных случаях докладывать императрице. Сенат при Екатерине снизошел в ряды органов исполнительной власти.

Так Екатерина не только прочно утвердилась на престоле, но и сосредоточила в своих руках такую власть, которой не пользовался ни один из ее предшественников после смерти Петра I. Она сделалась не только по титулу, но и на самом деле, фактически, самодержавной государыней, которая ни с кем не делила своей власти.

Екатерина без колебания взяла в свои руки управление и с первых же дней по воцарении обнаружила кипучую правительственную деятельность. Она часто присутствовала в Сенате и лично принимала участие в разрешении дел, сама просматривала многие бумаги.

Тяжелая задача выпала на долю Екатерины: она получила государство от своих предшественников в крайнем расстройстве, описание которого она оставила в своих записках. Финансы были истощены; армия два месяца не получала жалованья; торговля находилась в полном упадке, так как продажа многих товаров была отобрана в монополию; в государственном хозяйстве не было никакой системы; военное ведомство было в долгах, а морское едва влачило свое существование, находясь в крайнем пренебрежении; духовенство было недовольно отнятием у него земель; заводские и монастырские крестьяне почти все были в открытом непослушании властям, а к ним готовы были присоединиться и помещичьи; правосудие продавалось с торга и было очень дорого; законами руководились только тогда, когда они благоприятствовали людям сильным; управление вообще было из рук вон плохо. Сенат задавив всякую самостоятельность в подчиненных органах, прибрал все к своим рукам, но сам не справлялся со своими делами и вершил их необыкновенно медленно и кое-как.

Страницы: 1 2

Хорватские земли в первой половине XIX в. Социально экономическое и политическое положение в хорватских землях в конце ХVIII — начале ХIХ в.
В этот период хорватские земли были раздроблены и находились под разным административным управлением, но в составе одного государства -- Австрийской империи. Гражданская Хорватия и Славония входили в Венгерское королевство, хорватские земли Военной Границы, Далмации и Истрии напрямую подчинялись венскому правительству. Политическое наи ...

Психологические особенности
На характер Бориса Николаевича Ельцина огромный отпечаток наложило детство. Уже в раннем возрасте мальчик, которого жестоко порол отец, научился терпеть боль молча. Известны многократные случаи хулиганства, хотя Боря прекрасно знал, что дома его ждёт наказание. Возможно, отсюда его беспощадность, возбуждение от тяжких испытаний и знамен ...

Учебная литература
Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педа­гогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического со­держания. Большая учебная литература тех лет во многом определила содер­жание образования и методы обучения в школах. В типографиях пе­чат ...