Исторические хроники » Внешняя и внутренняя политика Екатерины 2 » Вопрос о церковных имениях.

Вопрос о церковных имениях.

Екатерине предстояло решить поставленный жизнью на очередь вопрос о церковных имениях. По восшествии на престол Екатерины духовенство сейчас же подало ей челобитную о возвращении отобранных у него имений и об упразднении Коллегии экономии. Екатерина передала челобитную на рассмотрение Сенату, который обсудив челобитную, высказался в том смысле, что отобранные имения возвратить духовенству, но с церковных и монастырских крестьян, кроме подушной подати, брать еще один рубль, из которого 50 копеек должно было пойти в казну на содержание инвалидов, а 50 копеек отойти духовенству. Монастырские крестьяне должны были управляться соответственными выборными старостами и освобождаться от присуда Коллегии экономии, управлявшей через своих отставных офицеров. Екатерина согласилась с этим мнением, и 12 августа1762 года последовал соответствующий указ. Но духовенство заспорило: архиереи стали противиться тому, чтобы ½ оброка с крестьян шла в казну, и предлагали удовлетворить казну взносом 300 тысяч рублей в год, с тем условием, что все остальные сборы будут предоставлены духовенству. Духовенство сделало крупную ошибку, за которую и поплатилось.

Когда духовенство продолжало упорствовать, Екатерина по предложению новгородского митрополита Дмитрия Сеченова учредила комиссию из светских и духовных лиц для решения вопроса о распределении доходов между казной и духовенством и для сочинения "штатов" духовенству и монастырям. В то время, как заседала эта комиссия, монастырские крестьяне сильно взбунтовались, не желая и слышать о Синодальное ведомство. Это было на руку Екатерине, и по ее предначертанию комиссия решила восстановить Коллегию Экономии для заведования всеми церковными имуществами и выдачи из получаемых доходов денег на содержание архиереев и училищ. Духовенство теперь уже не было в состоянии возражать против этого.

Так был решен вопрос о церковных имениях, поставленный на очередь еще в начале XVI века. Решение его в пользу государства имело крупные последствия. Секуляризация, лишив церковь ее материального обеспечения, лишила ее и самостоятельности и независимости от государства, которое с тех пор получило полное господство и торжество над ней.

Необходимость и причины отмены крепостного права
Накануне отмены крепостного права впервые в истории нашей страны сложились объективные причины, которые создали революционную ситуацию, т. е. Такое положение, при котором возможна революция. Не каждая революционная ситуация заканчивается революцией, так как необходимо еще и наличие определенных субъективных факторов, но без такой ситуац ...

Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя
На рубеже III — II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоен ...

Кризис революционного народничества: появление и сущность либерального народничества и начало распространения марксизма в России группой «Освобождение труда» Плеханова Г.В.
Либеральное народничество - направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. Их влияние возросло в 80-90-е годы - это было связано с потерей авторитета революционных на ...