Исторические хроники » Л.Н. Гумилёв - человек, совершивший революцию в истории » Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах

Вклад Л.Н. Гумилёва в знания о народах и государствах
Страница 2

Продолжая научный способ описания, необходимо процитировать Гумилева еще раз: "Этногенез — это творческое преобразование этнических коллективов в этносферу. Переведем наше обобщение на язык смежных наук и мы получим: в плане философском — момент творческой динамики этноса соответствует скачку при переходе количества в качество. В плане зоогеографии этнос — это антропогенная сукцессия, затухающая вследствие сопротивления среды. В плане географии и геологии — это тектонические микроизменения, где этносы приравнены к прочим природным факторам. Даже развалины городов можно рассматривать как метаморфизированный антропогенный ландшафт. В плане этнографии — визуальное наблюдение над нефиксируемым в динамике объектом, потому что этнографы не изучают и не включают в свое наблюдение темпоральность, то есть время. В плане генетики — это микромутация, появление нового признака, который в процессе эволюции утрачивается. Передача его от поколения к поколению происходит не столько передачей генотипа, сколько посредством научения и отбора. И наконец, в плане культуры— это возникновение и утрата традиций, явление зафиксированное, но каждый раз переобъясняемое и переиначиваемое историками, культурологами, потому что переживание истории бесконечно, а сама история единична".

Так этнологии находится место в системах наук. И так находится необходимый инструментарий, рожденный на русском языке Л.Н.Гумилевым для дальнейших изучений народов в этносферной оболочке земного шара.

Страницы: 1 2 

Столыпинская земельная реформа
Далее за дело взялся П.А. Столыпин, назначенный премьер- министром. Он начал планомерно разрушать общину. Начало столыпинской реформы описано в книге П.М. Коловангин «собственность на русскую землю»: « В конце 19 века общинное земледелие было единственной формой земельной собственности, но эта форма была не малой – 75 млн. десятин, кото ...

Просвещение
Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось тр ...

Реформы первой четверти XVIII в
Изучение реформаторской деятельности следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В. О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа — ее начальным моментом»[2]. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на о ...