Древнее государство франков » Формирование феодального общества и государства франков

Формирование феодального общества и государства франков
Страница 1

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франк­ского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении свободной франкской общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му строю, которое миновало в своем развитии стадию рабо­владения. Это общество характеризуется многоукладностью (соче­танием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодаль­ных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное го­сударство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной сторо­ны, и эксплуатируемого

им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны, главным образом, с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­ний, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — по­лусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имуществен­ном расслоении франкского общества. В Салической правде гово­рится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (винограда­рях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслужи­вающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточ­ной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственно­сти на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фикси­рует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци­ально-классовых различий у франков и было непосредственно свя­зано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод — отчуждаемое, пе­реходящее по наследству землевладение свободных франков — сложился в процессе разложения общинной собственности на зем­лю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой — земельного держания зави­симых от них крестьян.

Страницы: 1 2 3

Изменения в политической системе в конце XIX в. – начале XX в. Политические партии.
Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии – либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представляли интересы имущих классов, и в их политике не было принципиальных отличий, но по своему классовому составу они различались. Либералы представляли интересы главным образом крупной ...

Вооружение
Авиационное. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" обеспечивает базирование на борту до 26 самолётов (типа Су-27К, МиГ-29К, Як-141, Су-33) и 18-24 вертолёта (типа Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31) в различных вариантах. Они размещаются в ангаре (153x26x7,2 м) под главной палубой, который в противопожарном отношении может разделяться огнестойкими скла ...

Принятие Конституции
3 июля комиссия ЦК РКП (б) утвердила на своем заседании проект Конституции и высказалась за внесение его на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года после публикации в "Известиях ВЦИК". Это был Основной закон первого в мире государства рабочих и к ...