Исторические хроники » Городской строй Византии » Социальное развитие византийских городов

Социальное развитие византийских городов
Страница 3

В византийском обществе в VII веке начали происходить глубокие изменения. Город, как это и было характерно для начинающего средневековья, перестал господствовать над деревней. Городское население утратило свои прежние привилегии. Прекратились раздачи, свернулась городская благотворительность и благоустройство. Ушли в прошлое зрелища и бани. Византийский горожанин по условиям своего существования мало чем отличался от селянина. Из привилегированного «полита» он превратился (за исключением Константинополя) в такого же подданного императора, как и все остальные жители империи. Исчезли старые позднеантичные классы, бесчисленная старая гражданская знать и бюрократия как господствующая сила ранневизантийского общества.

В источниках VIII века городская верхушка – это архонты – «властвующие» (одновременно и городская верхушка, и представители государственной власти), а также военные, клир.

Таким образом, в рассматриваемый период византийский городской строй изменился по сравнению с ранневизантийским городом. Городская жизнь продолжала оставаться активной, но город имел еще меньшее значение, чем прежде. Социальные изменения в городе свидетельствовали о прекращении рабовладельческих отношений и о зарождении раннефеодальных порядков. Эволюция городского строя продолжалась.

Исследователи истории Византии едины во мнении, что с середины IX века начался подъем городов. Возрождение городов и городской жизни, массовое рождение средневекового византийского города относится к середине IX века.

Византийский город возникал у подножия старой или новой крепости-акрополя, вокруг церковного, епископального центра. Процесс его становления отражает своеобразие тех условий, в которых он происходил. Для начального этапа становления византийского средневекового города характерна стихийность, отсутствие планового градостроительного начала, которое в принципе могло вноситься государством, церковью. Это показывает, по крайней мере для середины IX - середины X вв., ограниченность их интереса к городу как таковому. Характерная черта, отражающая разрыв с античными и даже позднеантичными градостроительными традициями, - разбросанность, некомпактность, невыделенность из сельской округи, отсутствие четко оформленного центра. В таком городе нет ни характерной для европейских феодальных городов радиальной планировки, ни четко обозначенной главной площади, ни возвышающейся в центре го и доминирующей над ним главной церкви. Типичный вид города был таков: узкие кривые улочки, беспорядочность расположения, «полудеревня», простирающаяся от крепости. Город застроен однообразными домами крестьянского типа. Византийский город этого времени был результатом сселения преимущественно аграрного, крестьянского населения, может быть в большей степени приобщившегося к ремесленно-торговой деятельности, но не порвавшего со своими крестьянскими занятиями.

Курбатов Г.Л. приводит следующие подтверждения данных высказываний: «В Лампсаке XII века на 60 домов «горожан» приходилось 113 домов землевладельцев-крестьян»[19]. Литаврин Г.Г. исследовал провинциальный византийский город на рубеже XII – XIII вв. по материалам налоговой описи Лампсака и пришел к выводу, что «грань между небольшим городом и крупной деревней в Византии действительно провести нелегко. Кажется, трудности при этом ощущали и сами византийцы, употреблявшие такой архаичный термин, как «деревня-город»[20].

Социальное развитие византийского города IX – XII вв. характеризовалось рыхлостью социальной структуры. В XI веке в Византии уже господствовали феодальные отношения и оформились основные классы феодального общества. Но эти процессы еще не получили полного завершения. Например, не сложилось четких сословных градаций внутри господствующего класса, обособленности и четкой выделенности духовенства как особого сословия, не сложилось четкой системы внутренних связей между различными прослойками господствующего класса. Не обособилось и не оформилось и городское сословие, масса торгово-ремесленного населения, хотя историки и отмечают, что в X – XI вв. происходили известные консолидационные процессы в этой среде.

Литаврин Г.Г., исследуя социальный строй Византии, пишет: «Помимо ремесленников и торговцев существенную прослойку городского населения в IX – XII вв. составляли две категории людей, положение которых представляет особый интерес: рабы и интеллигенция»[21]. Хотя в XI веке численность рабов резко сократилась. Их труд становился нерентабельным и почти не использовался в сельском хозяйстве. К широкому слою людей умственного труда Литаврин Г.Г. относит в основном служащих государственных и церковных учреждений, а представителей свободных профессий (то есть собственно византийской интеллигенции) было меньшинство. Историк считает, что архитекторов, художников, причисляли к разряду ремесленников.

Страницы: 1 2 3 4

Государственная дума в России
11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избира ...

Духовная культура
До принятия крещения при князе Владимире восточнославянские племена были язычниками. Однако о самой языческой вере известно довольно немного, поскольку христианские миссионеры уничтожали все следы традиционных верований. Высшими славянскими богами были Перун и Белее, которые воплощали военную и хозяйственно-природную функции. Однажды Б ...

Франко-русские взаимоотношения  в 1714-1774 годах. Общие тенденции межгосударственных отношений
Охарактеризуем те тенденции во взаимоотношениях Франции и России, которые были определяющими для всего периода. Один из французских историков и дипломатов Альфред Рамбо (1842-1905 гг.), так говорил о франко-русских отношениях того времени[11]: «До 1654 г. Россия для нас безразлична; в 1654 - 1726 гг. она становится для нас стеснительно ...