Исторические хроники » Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг. » Государственный строй. Конституционные органы Советского государства

Государственный строй. Конституционные органы Советского государства
Страница 2

Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями, действовавших только в период войны.

30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров ввиду чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны под председательством И. В. Сталина.

В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда еще — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Иногда его сравнивают с Советом Рабочей и Крестьянской Обороны времен гражданской войны. Но сфера полномочий последнего, как чрезвычайного органа, была все же более ограничена. Постановления же ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, советские, хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет ГКО).

В ряде областных центров и городов в 1941—1942 гг., когда возникала угрожающая обстановка, создавались местные комитеты обороны. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Туле и др.— всего в 60 с лишним городах. Обороной Москвы и Ленинграда руководил непосредственно ГКО.

Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами — руководители местных советских и военных органов. Городские комитеты обороны руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения и других добровольческих формирований, организовывали производство и ремонт техники и вооружения. Компетенция ГКО не отграничивалась от компетенции высших органов власти и управления, он работал вместе с ними, осуществлял руководство обороной через постоянно действующие звенья государственного аппарата и в центре и на местах.

Для ликвидации преимущества врага в авиации, танках, минометном вооружении Президиум Верховного Совета СССР образовал в сентябре 1941 года Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 года преобразовал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения (Наркомат авиационной промышленности был создан перед войной).

Для организации эвакуационных работ был создан Совет по делам эвакуации, который после образования ГКО работал под его руководством. В октябре 1941 года был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий промышленности. Совет и Комитет не имели особого аппарата и проводили работу через наркоматы и местные партийные и советские органы, где имелись бюро и комиссии по эвакуации. К концу декабря 1941 года, после разгрома немцев под Москвой, оба эти органа были упразднены. Для организации эвакуации и устройства населения при СНК СССР было создано Управление, а при СНК республик и облисполкомах — отделы эвакуации.

В тяжелых условиях первого периода войны потребовалось перестроить работу Наркомата путей сообщения. В 1942 году аппарат НКПС был перестроен для более оперативной организации движения в военной обстановке. В 1943 году транспорт (железнодорожный, речной и воздушный) был переведен на военное положение, а его служащие — на положение военнослужащих. На начальном этапе войны в НКПС было создано Управление военно-восстановительных работ, на фронте НКПС имел своих уполномоченных. Свои отделения и конторы на фронте имели Наркомат связи, Госбанк и др1.

Огромные трудности испытывало Советское государство с обеспечением хозяйства рабочей силой. Для проведения мобилизации трудоспособного населения был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР (30 июня 1941 г.), а при СНК республик и облисполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы (в 1942 г.).

В 1942—1943 гг. страна испытывала большие трудности с топливом. Это потребовало принятия решительных мер по обеспечению промышленности, транспорта и населения топливом. В 1942 году при СНК СССР был создан Главснабуголь, а в 1943 году — Главснабнефть и Главснаблес, а также Главное управление искусственного топлива и газа.

Страницы: 1 2 3

Культуры присваивающего Неолита. Восточная Европа
Лесная территория от Урала до Прибалтики и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней Волги и Оки в неолите была заселена неравномерно. Люди жили в поймах рек, а густые леса не были заселены. Ведь именно реки служили тогда дорогами, они давали людям пищу. Неолит – лесной полосы в целом имел затяжной характер. Здесь госп ...

Театр
В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, ...

Корела
Первоначально на том месте, где впоследствии была построена крепость, находилось небольшое карельское поселение. Этот населенный пункт, известный с X века, располагался недалеко от впадения реки Вуоксы в Ладожское озеро. Реку Вуоксу в русских летописях именовали Узервой. Правда, существует предположение о том, что упомянутый городок нах ...