Исторические хроники » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Иран при правлении Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви. Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха

Иран при правлении Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви. Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха
Страница 4

Во внешней политике шах, оставаясь союзником Запада, начиная с середины 1960-х годов попытался занять более независимую позицию. Своей независимой политикой Мохаммед Реза Пехлеви вызывал недовольство западных партнеров, которые стали критиковать его за авторитарную форму правления, нарушение прав человека и наращивание военной мощи. Администрация президента Картера, пришедшая к власти в США в 1977, заняла в отношении иранского режима настороженную позицию и стала налаживать контакты с различными оппозиционными группировками, базировавшимися в США. С начала 1960-х годов деятельное участие в антиправительственных выступлениях принимало и шиитское духовенство. Один из его лидеров, аятолла Рухолла Мусави Хомейни, осуждал в своих проповедях внешнюю и внутреннюю политику шаха, в том числе аграрную реформу и предоставление избирательных прав женщинам. Арест Хомейни в 1963 спровоцировал массовые демонстрации в ряде городов. Впоследствии Хомейни был освобожден из тюрьмы, в 1964 вновь арестован, а затем выслан из страны. В 1965 правительство Ирака разрешило Хомейни поселиться в центре паломничества и просвещения шиитов Эн-Наджафе. В изгнании аятолла продолжал поддерживать связи со своими сторонниками в Иране и других странах. В 1965–1977 ученики Хомейни составили основу организованной антишахской оппозиции. В это же время другие противостоящие власти силы, включая Организацию моджахедов иранского народа и Организацию федаев иранского народа, развернули подпольную борьбу в городах и получили поддержку радикальных арабских режимов, Организации освобождения Палестины и СССР. [5]

До 1978 правительству с помощью секретной полиции удавалось сдерживать активность различных оппозиционных организаций и групп. В течение 1978 антишахские демонстрации охватили всю страну. К концу года забастовки рабочих и студентов парализовали экономику. Армия, брошенная на подавление массовых выступлений, присоединилась к демонстрантам. В январе 1979 шах покинул Иран, отправившись в добровольную ссылку. Две недели спустя в страну вернулся Хомейни. 11 февраля 1979 армия объявила о своем нейтралитете по отношению к политической борьбе революционеров с правящим режимом, что предопределило судьбу монархии.

Откликом иранского общества на создавшееся положение стал анализ причин деградации страны и поиск путей преодоления кризиса. Этот поиск породил два течения: 1) светских реформаторов, считавших, что стагнация Ирана вызвана авторитарным, деспотическим правлением шаха; они считали, что для возрождения Ирана необходимы религиозные и политические реформы по западному образцу, переход к конституционной форме правления и власти закона; 2) мусульманских традиционалистов, убежденных, что причиной отсталости Ирана стал отход от исламских ценностей и, как следствие, усиление иностранного влияния; способом выхода из кризиса объявлялось строгое следование законам шариата.

Раскол стал очевиден во время событий 1905–1907, когда светские реформаторы потребовали установления конституционной формы правления (хокоумат-е-машруте), а исламские традиционалисты выступили за его шариатскую форму (хокоумат-е-машруа). Принятая в 1906 конституция страны стала выражением компромисса между двумя подходами. В ней были провозглашены суверенитет народа и его основные права. В то же время статья 5 конституции 1906 предоставляла духовенству определенное число мест в парламенте, чтобы гарантировать соответствие законодательства страны исламским догматам. В дальнейшем, особенно при монархах династии Пехлеви (1925–1978), это положение конституции не соблюдалось, и проводилась политика, направленная на секуляризацию иранского общества, системы образования и судоустройства. Против нововведений, грозивших подорвать основы власти религиозных институтов, высказалось мусульманское духовенство. Одним из самых непримиримых оппонентов намечавшихся преобразований стал аятолла Рухолла Мусави Хомейни.В 1964 за организацию антишахских выступлений, в том числе направленных против проведения земельной реформы и участия женщин в выборах, Хомейни был выслан в Ирак. [6]

Однако вместо соблюдения конституционных норм двор вернулся к традиционному авторитарному правлению. В результате от власти отвернулась самая образованная и политически активная часть населения, что привело к победе революции 1978–1979 и свержению шаха

Страницы: 1 2 3 4 

Русь и норманны. Норманнская и антинорманнская теории
Со времени воинствующих русофобов-норманнистов XVIII-XIX веков в исторической литературе насаждается далекая от науки точка зрения, согласно которой собственно русская история начинается якобы с призвания варяжских князей, а также с последовавшего вскоре вслед за этим принятия христианства. А до той поры пребывал русский народ, дескать, ...

Конституция СССР 1924 года. Разработка и структура Конституции
В декабре 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные представителями четырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течении 1922года), ...

Новое перенесение мощей Бориса и Глеба.
Даже и Святославичи не противилась общему же­ланию, уступили Мономаху свои права, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии по самой их кончины. Они счастливее отцов своих торжествовали вместе пронесение (2 мая 1115года) мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский. Этим действием Владимир изъя ...