ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, война 1914—1918 гг. по своим целям и политическим итогам была антинародной, несправедливой почти для всех ее участников. Она оставила глубокий след в истории человечества. Завершилась трагедией миллионов людей. Имела крайне негативные социально-политические последствия. В результате войны и революционных катаклизмов рассыпались империи Романовых, Гогеннцоллеров. Габсбургов, турецких султанов, начался распад колониализма, на историческую арену вышли новые государства. Сложилась новая расстановка сил на международной арене. Все более проявляется ведущая роль США, заметно возросло влияние Японии, Китая, по-новому стал складываться баланс отношений в Европе.
Послевоенная система обустройства мира подвела черту под первой мировой войной. Однако она не устранила социальную напряженность в обществе, международные противоречия, приведшие в дальнейшем к новой мировой войне.
По существу вторая мировая война, как и первая, представляла собой последовательную, взаимосвязанную систему нескольких войн: агрессия фашистской Германии против Польши; война Германии с Францией и Англией; война между Японией и США; Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии, война СССР против Японии.
Осуществленная в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовала скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможной наша победа над сильнейшим врагом».
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех материальных и духовных ресурсов нашей страны. Многонациональный советский народ вынес на своих плечах все тяготы войны и выступил как единое целое в борьбе с общим врагом.
[1] См.: Бескровный Г. Армия и флот России. Очерки военно-экономического потенциала. — М., 1986; Зайончковский А. М. Мировая война. 1914—1918 г. Т. 1. — М., 1938-1939; История первой мировой войны. 1914—1918. Т. 1—2, М., 1975; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. — М., 1991; Палеолог — М. Царская Россия во время мировой войны. — М., 1991; Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. — М., 1960.
[2] См.: Из истории мировой цивилизации. М., РЭА им. Г.В. Плеханова. 1993 г. С. 40
[3] Авдеев В. А. Пролог исторической трагедии//Военно-исторический журнал. 1994. № 7. С. 39.
[4] См.: Отечественная история (VI—XX вв.). Курс лекций. Вып. 2. 1921 — 1993 гг. Владимир: ВГПИ, 1993. С. 1.
[5] См.: Аммон Г. А. Россия накануне и в годы первой мировой войны (1907—1917 гг.). Материалы и методические рекомендации. — М, 1994. С. 37.
[6] См.: Писарев Ю. А. Новые подходы к изучению истории первой мировой войны. Новая и новейшая история. 1993. № 3. С. 56.
[7] См.: Армия и общество. — М., 1990. С. 14.
[8] См.: Коммунистический Интернационал в документах 1919-1932 гг. — М., 1933. С. 10-12.
[9] См.: Анфилов М. С. Провал плана «Барбаросса». — М, 1989. С. 10.
[10] 1939 г.: Уроки истории. - М., 1990. С. 496.
[11] См.: Проэктор Д.М. «Мировые войны и судьбы человечества. М. 1986. С. 121.
[12] Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985. С. 211.
[13] См.: «Армия и общество». М., 1990, С. 14—15.
[14] См.: А. И. Полтарак. Указ. соч. С. 9.
Цит. по журналу: «Свободная мысль». 1994г. № 11, с. 64.
[16] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. — М., 1955. -т. 1-е. 152-195.
[17] Эшелоны идут на Восток. М., 1966 г. С. 187.
[18] Эшелоны идут на Восток. С. 202-207, 208-310.
[19] История Великой Отечественной войны т. 2, с. 143, 148.
Крестьянский вопрос.
В начале царствования перед Екатериной стоял и грозный крестьянский вопрос. В одной из своих записок Екатерина сообщает, что заводских крестьян было в явном возмущении 49000 человек, а монастырских и помещичьих – до 150000.
Для усмирения заводских крестьян Екатерина отправила генерал-квартирмейстера князя Вяземского. Екатерина поручила ...
Деятели в области образования. Проект организации образования Ф.
С. Салтыкова
Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки — «Пропозиции» и «Изъявления, прибыточ ...
Финансовые реформы.
Одним их главных же средств поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог, связывающих центральные области европейской части России. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и зав ...