ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, война 1914—1918 гг. по своим целям и политическим итогам была антинародной, несправедливой почти для всех ее участников. Она оставила глубокий след в истории человечества. Завершилась трагедией миллионов людей. Имела крайне негативные социально-политические последствия. В результате войны и революционных катаклизмов рассыпались империи Романовых, Гогеннцоллеров. Габсбургов, турецких султанов, начался распад колониализма, на историческую арену вышли новые государства. Сложилась новая расстановка сил на международной арене. Все более проявляется ведущая роль США, заметно возросло влияние Японии, Китая, по-новому стал складываться баланс отношений в Европе.
Послевоенная система обустройства мира подвела черту под первой мировой войной. Однако она не устранила социальную напряженность в обществе, международные противоречия, приведшие в дальнейшем к новой мировой войне.
По существу вторая мировая война, как и первая, представляла собой последовательную, взаимосвязанную систему нескольких войн: агрессия фашистской Германии против Польши; война Германии с Францией и Англией; война между Японией и США; Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии, война СССР против Японии.
Осуществленная в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовала скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможной наша победа над сильнейшим врагом».
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех материальных и духовных ресурсов нашей страны. Многонациональный советский народ вынес на своих плечах все тяготы войны и выступил как единое целое в борьбе с общим врагом.
[1] См.: Бескровный Г. Армия и флот России. Очерки военно-экономического потенциала. — М., 1986; Зайончковский А. М. Мировая война. 1914—1918 г. Т. 1. — М., 1938-1939; История первой мировой войны. 1914—1918. Т. 1—2, М., 1975; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. — М., 1991; Палеолог — М. Царская Россия во время мировой войны. — М., 1991; Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. — М., 1960.
[2] См.: Из истории мировой цивилизации. М., РЭА им. Г.В. Плеханова. 1993 г. С. 40
[3] Авдеев В. А. Пролог исторической трагедии//Военно-исторический журнал. 1994. № 7. С. 39.
[4] См.: Отечественная история (VI—XX вв.). Курс лекций. Вып. 2. 1921 — 1993 гг. Владимир: ВГПИ, 1993. С. 1.
[5] См.: Аммон Г. А. Россия накануне и в годы первой мировой войны (1907—1917 гг.). Материалы и методические рекомендации. — М, 1994. С. 37.
[6] См.: Писарев Ю. А. Новые подходы к изучению истории первой мировой войны. Новая и новейшая история. 1993. № 3. С. 56.
[7] См.: Армия и общество. — М., 1990. С. 14.
[8] См.: Коммунистический Интернационал в документах 1919-1932 гг. — М., 1933. С. 10-12.
[9] См.: Анфилов М. С. Провал плана «Барбаросса». — М, 1989. С. 10.
[10] 1939 г.: Уроки истории. - М., 1990. С. 496.
[11] См.: Проэктор Д.М. «Мировые войны и судьбы человечества. М. 1986. С. 121.
[12] Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985. С. 211.
[13] См.: «Армия и общество». М., 1990, С. 14—15.
[14] См.: А. И. Полтарак. Указ. соч. С. 9.
Цит. по журналу: «Свободная мысль». 1994г. № 11, с. 64.
[16] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. — М., 1955. -т. 1-е. 152-195.
[17] Эшелоны идут на Восток. М., 1966 г. С. 187.
[18] Эшелоны идут на Восток. С. 202-207, 208-310.
[19] История Великой Отечественной войны т. 2, с. 143, 148.
Военная реформа
Необходимость преобразований – Крымская война, 3 млн. в армии (рекруты, 25 лет), где 700 тыс. ополченцев, неповоротливая армия (не могла справиться, 1 млн. против 70тыс. французов).
Русские офицеры в основном неграмотны (не умели даже писать и читать). С 1861 г. военный министр генерал Д. А. Милютин: срок сократил до 16 лет (остальные ...
Биография и история научной деятельности Альберта Эйнштейна
Родился 14 марта 1879 в Ульме (Вюртемберг, Германия) в семье мелкого коммерсанта. Предки Эйнштейна поселились в Швабии около 300 лет назад, и ученый до конца жизни сохранил мягкое южно-германское произношение, даже когда говорил по-английски. Учился в католической народной школе в Ульме, затем, после переезда семьи в Мюнхен, в гимназии. ...
Быт и нравы древних народов Украины
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы ...
