Исторические хроники » История восстания декабристов » Восстание на Сенатской площади

Восстание на Сенатской площади
Страница 2

Сергея Трубецкого все еще нет. Отсутствует и его заместитель полковник Булатов, который должен был захватить Петропавловскую крепость.

На площади стоят и ждут.

Вблизи солдат на площади уже несколько часов стоят толпы людей, которые прибывают со всех сторон. Священник Виноградов сообщает: « Был страшный шум толпы, собравшейся на Петровской площади возле памятника Петру». Фелкнер отмечает: «Народ волновался как море».

Когда появился на коне Николай I, народ принялся бросать в свиту царя палки, камни, которых было там, в изобилии возле строившегося тогда Исаакиевского собора.

«Собравшаяся чернь, - свидетельствует принц Евгений Вюртембергский, - также принимала участие в беспорядках».

Император приказывает генералу Алексею Орлову атаковать бунтовщиков силами конного эскадрона. Орлов подает команду к атаке. Но перед конниками встали безоружные люди. Эскадрон четырежды вынужден был отступать.

На площадь прибывают новые восставшие военные части: рота лейб-гренадера члена Тайного общества Александра Сутгофа, почти в полном составе Гвардейский морской экипаж, поднятый молодым декабристом Петром Бестужевым. Во главе экипажа идет его старший брат Николай Бестужев. На площадь прибыл основной состав Лейб-гренадерского полка во главе с молодым поручиком Пановым. Силы восставших увеличились до трех тысяч человек.

Но восставшие части уже окружены верными Николаю войсками. Он приказал развернуть пушки.

На Сенатской площади восставшие остаются в бездействии. Нужно избрать нового диктатора восстания вместо Сергея Трубецкого. Им назначают поручика Евгения Оболенского.

И теперь и далее решающими будут минуты, каждая минута. Нужно вырваться из сжимающегося кольца. Нужно завладеть Петропавловской крепостью.

Уже начинало темнеть. В тот день в Петербурге солнце зашло в 14 часов 58 минут.

Генерал Сухозанет приказывает навести пушки восставшие войска. Император Николай поднимает руку и командует: « Огонь из орудий поочередно! Правый фланг, первая, пли!». Приказ повторяют все офицеры в порядке субординации.

Орудия молчат. Один из офицеров подбегает к артиллеристу, кричит: «Почему не стреляешь?» Он отвечает: «Свои, ваше благородие!»

После первого залпа уже стреляли из всех орудий по площади. На покрытой снегом площади лежат убитые, тяжелораненые. Повсюду багровеют огромные пятна человеческой крови. Восставшие проявляли изумительный героизм, даже под орудийным огнем они пытались держать строй.

Николай Панов встретил незнакомого человека, который предложил свое пальто, чтобы тот переоделся и скрылся. Преображенский, Семеновский, Измайловский полки преследуют повстанцев, обыскивают дома, ловят скрывшихся солдат и офицеров.

Тайный советник Попов свидетельствовал: «Народу было убито так много, что Нева, набережные и улицы были усеяны трупами. Сразу, как прекратилась стрельба, новый государь приказал обер-полицмейстеру Шульгину к утру убрать все трупы и пятна крови. Шульгин приказ выполнил, но поступил бесчеловечно… на Неве были сделаны новые полыньи, больше, чем требовалось для затопления одного тела, и к утру бросили в них не только трупы убитых, но и – о ужас! – многих раненых, которые не в состоянии были спастись от этой кровавой охоты».

Страницы: 1 2 3

Образование
В роялисткой Франции образование входило в компетенцию религиозных орденов. Естественно, что революция, впитавшая философские воззрения века Просвещения, провозгласила народное образование правом и долгом государства и установила три степени его – начальное, среднее и высшее. Основание Университета и гарантия его прав и привилегий стали ...

Театр и музыка
В первой половине ХIХ в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Бол ...

"Иван Великий" и пристройки
Колокольня "Ивана Великого" играет исключительно важную композиционную роль в ансамбле Соборной площади и всего Кремля. Ее нижнюю часть построил на месте церкви Иоанна Лествичника (14 в) зодчий Бон-Фрязин (1505-08), а Петрок Малый пристроил к ней звонницу (1532-43). При Борисе Годунове (1600) башню надстроили до современной вы ...