Исторические хроники » История восстания декабристов » Сибирь

Сибирь

Военный суд приговорил некоторых декабристов к смертной казни четвертованием, затем пришло «помилование» от императора. Резолюция в приговоре гласила: «Барона Соловьева, Сухинова и Мозалевского по лишении чинов и дворянства, после ломания шпаг над их головами перед полком поставить под виселицы в городе Василькове, в присутствии частей из полков 9-ой пехотной дивизии, и потом отправить в каторжные работы навечно».

Иван Сухинов воскликнул перед изумленными судьями: «И в Сибири есть солнце!»

Этап от европейской части России до Сибири длился один год, шесть месяцев и одиннадцать дней. Этап неописуемых мук, болезней, холода, голода и унижений. Сразу же по прибытии на место каторги – работа в рудниках.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье;

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Писал А.С. Пушкин стихотворение – послание своим друзьям узникам.

Заточенные в Сибири декабристы называли звон своих кандалов поэтичными латинскими словами «vivos voco» - «Зову живых».

Звон этот за тысячи верст доходил до слуха и сердца всех передовых людей русского общества того времени. Он напоминал им о муках и страданиях тех мужественных молодых людей, которые дерзнули выступить против устоев самодержавия, напоминал об их подвиге, их окрыленном порыве, светлых идеалах.

В заточении была создана Артель. Так декабристы называли свои обобществленные финансы, ставшие основой их равноправного материального обеспечения. Артель превратилась в своеобразную кассу взаимопомощи, которая безвозмездно поддерживала каждого в отдельности и всех вместе. Артель заботилась и о духовной жизни узников: книги, газеты, журналы, в Сибирь доставлялись целые обозы литературы для декабристов. Из Петербурга привезли даже фортепьяно.

Декабристы не теряли ни минуты, чтобы учиться, читать, жить активной духовной жизнью. «Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге, дал нам охоту жить, дал нам политическое существование за пределами политической смерти», - писал М. Бестужев.

Почти 80 декабристов жили как одна дружная семья.

1 августа 1829 года специальный фельдъегерь доставил из Петербурга особый приказ. Император согласился с ходатайством генерала Лепарского и повелел снять с декабристов кандалы.

«Мы так привыкли к звону цепей, - писала Мария Волконская, - что я с каким-то волнением вслушивалась в него: он мне сообщал о приближении Сергея во время наших встреч».

Генерал Лепарский собрал декабристов. Он старался придать этому моменту особую торжественность. Он громко объявил, что император своим повелением разрешил ему снять оковы со всех государственных преступников. Наступила мертвая тишина. Несколько человек отказались от царской милости, но генерал сделал вид, что не расслышал. Он был потрясен, что никто не высказал благодарности. Караульный офицер принялся подсчитывать оковы, которые снимали с заключенных.

«Кто поверит, но скажу истину, нам стало жаль этих оков, с которыми мы уже свыклись в течение этих 3-х, 4-х лет и которые все же были для нас звучными свидетелями нашей любви к Отечеству», - писал в воспоминаниях Александр Беляев.

Одиннадцать героических женщин разделили судьбу декабристов. Вслед за Трубецкой, Волконской, Муравьевой отправились в путь и другие, которым император дал разрешение. Одна за другой уехали в Сибирь Нарышкина, Фонвизина, Ентальцева, Юншевская, Розен. Среди них были две молодые француженки, которые даже не знали русского языка: Полина Гебль и Камилла Ледантю.

26 августа 1856 года новый император России Александр II в честь своей коронации подписал манифест об амнистии. По его распоряжению манифест о помиловании доставил в Сибирь Михаил Волконский, сын декабриста, который в это время находился в Москве.

Из 121 члена Тайного общества, осужденных судом, в живых остались немногие. К 1856 году 13 декабристов жили в Западной и 21 в Восточной Сибири. Сибирскую каторгу пережили и 8 из 11 жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь.

Человек и его семь оболочек
Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке. Посвященные Древнего Египта считали, что человек — это многомерное существо, к ...

Трижды адмирал
Российский флот на протяжении всей трехсотлетней истории постоянно попадал из штилей в бурю. После периодов расцвета наступал спад. Первые лица континентальной империи начинали проявлять к нему внимание в основном после катастроф. Попытки восстановить морские силы после поражений в Крымской и Русско-японской войнах, а также после Октябр ...

Завоевание Сибири. Поход Ермака и его историческое значение
Задолго до начала русского освоения Сибири ее на­селение имело связи с русским народом. Первыми нача­ли свое знакомство с Зауральем и Западной Сибирью новгородцы, которые уже в XI в, пытались освоить Пе­чорский путь за Камень (Урал). Русских людей привле­кали в Сибири богатые пушные и морские промыслы, возможности меновой торговли с мес ...