Исторические хроники » Иван Болотников » Действия Болотникова в ходе осады Москвы

Действия Болотникова в ходе осады Москвы
Страница 1

Это один из наиболее спорных периодов, вызывающий многочисленные споры о времени, источниках. Но нас в соответствии с задачами работы интересует именно участие Болотникова в этих событиях.

Сентябрьское наступление повстанцев на Москву потерпело неудачу. Ее причина, по единому и справедливому мнению исследователей в том, что восставшие не смогли своевременно объединить свои силы. У них было два предводителя – Пашков и Болотников, и каждый действовал самостоятельно: согласно сведениям Буссова в сражении под Ельцом войсками восставших руководил Истома Пашков, который и начал отсюда свой поход на Москву. Болотников же, разгромив царские войска под Кромами, двигался на Москву через Орел – Болхов – Калугу следом за отступавшими царскими воеводами[69]. Русских источники ничего не сообщают об участии Истомы Пашкова в сражении под Ельцом. Это дало основание Овчинникову и Зимину отрицать участие Пашкова в сражении под Ельцом. И.И. Смирнов объясняет это неполнотой источников, им определялся маршрут Пашкова косвенным путем из показаний разрядных книг об отступлении царских войск, разбитых под Ельцом, сначала к Новосили, а затем к Туле. Привлечение дополнительных источников, прежде всего это Перечень из обысков жителей Переяславля Рязанского, Пронского и Ряжеского уездов в 1627 г. о поместье литвина Кирилла Троковского позволил, наконец, окончательно решить этот спорный вопрос. Обыскные люди – местные игумен и священники, помещики, приказчики и крестьяне показали, что поместье запустело «от тех мест, как с Ельца шол Пашков». Тем самым сведения Буссова были подтверждены. Но Истома Пашков начал свой поход на Москву не с Ельца, а из района Тулы, как думали в свое время Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов.

23 сентября 1606 г. Болотников попытался переправиться за реку Угру под Калугой, но был остановлен воеводами. Согласно данным анализа источников произведенным Р.Г. Скрынниковым и, прежде всего, сведениям о награждении царских воевод золотыми свидетельствует о том, что Болотников потерпел на Угре поражение. Но, несмотря на это, восстание ширилось. Население Калуги восстало в тот момент, когда Болотников был отброшен от Калуги. Воеводы, выиграв битву, повернули к Калуге, чтобы дать отдых войскам, но в «Калугу их не пустили, заворовали и крест целовали вору»[70] Бои на калужском направлении сковали правительственные войска, что позволило отрядам Пашкова добиться крупных успехов на серпуховском направлении. Но после возвращения в Москву полков из – под Калуги и передачи руководства боевыми действиями Царем Василием своему племяннику М.В. Скопин – Шуйскому Пашкову также было нанесено поражение.

Р.Г. Скрынников так комментирует эти события: «сентябрьское наступление повстанцев на Москву потерпело неудачу, прежде всего, по той причине, что восставшие не смогли своевременно объединить свои силы. У них было два главных предводителя – Пашков и Болотников, и каждый вел свою войну. В результате правительственные войска разгромили повстанческие армии поочередно, одну за другой»[71].

Вопрос об объединении Пашкова с болотниковцами также спорен: «движение, получившее наименование «восстание Болотникова», менее всего напоминало централизованное движение с единым руководителем. Во многих городах и уездах выступления носили локальный характер и были слабо связаны с восстаниями в других районах».[72]

Страницы: 1 2 3

Сближение с Советским Союзом.
Взаимоотношения Египта и СССР формировались на основе постепенного экономического и военного сотрудничества. Позиция Насера по отношению к странам социалистической ориентации трансформировалась под влиянием политики Англии и США в отношении Египта. Первоначально египетские политики имели смутное представление о СССР, однако после неудач ...

Псково-Печерский монастырь
Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгине ...

Языческие верования восточных славян
Эпохе военной демократии и раннему классовому обществу у восточных славян соответствовала так называемая языческая религия. Этим термином принято обозначать религиозные представления, возникшие ещё, по-видимому, во времена палеолита и, естественно, видоизменявшиеся и развивавшиеся вместе с развитием общества. По словам Б.А. Рыбакова, сл ...