Исторические хроники » Смутное время, Россия в конце XVI - начале XVII вв. » Лжедмитрий II.

Лжедмитрий II.
Страница 1

Ситуация существенно меняется с появлением второго самозванца. Скорее всего, он был русским, рано попавшим в восточные воеводства Литовского княжества. Первым приложили руку к сотворению нового царя Дмитрия местные шляхтичи. Кое-кто из них сопровождал Лжедмитрия II на заключительном этапе его похода на Москву. После появления самозванца в Стародубе, дело продолжил И. М. Заруцкий. В Стародубе он оказался не случайно, предводители повстанцев направили его из Тулы к границе для сбора сведений о местонахождение и планах “царя Дмитрия”.

Шуйский после сдачи ему Тулы распустил почти всех взятых в плен рядовых повстанцев и прекратил крупные операции, отложив их на следующий год. Летом 1607 г. Сигизмунд III нанес решительное поражение Речи Посполитой. Поэтому Лжедмитрий II, направившийся в сентябре к Туле, а в октябре стремительно бежавший к границе, сильно нарастил потенциал за время зимовки под Орлом. К весне его рать насчитывала 20 –30 тыс. человек. В двухдневном бою под Болховом (30 апреля – 1 мая 1608 г.) Лжедмитрий разбил правительственную армию под командованием царского брата князя Д.И. Шуйского. Через месяц с небольшим он уже под Москвой. Вскоре в стране возникла вторая столица в с. Тушине. Отсюда и обыденное определение Самозванца – “Тушинский вор”. Так в Смуту возникло два параллельно существующих государственно-политических центра.

В Тушине функционировали Боярская дума, государев двор, приказы, Большой дворец, казна и иные учреждения. На высоких постах оказывались незнатные люди. Заруцкий получил чин боярина, главы казачьего приказа и стал командующим всех отрядов и станиц казаков. Но в Думе у Самозванца заседали Рюриковичи (князья Засекины, Сицкие, Мосальские, Долгоруковы), Гедеминовичи (князья Трубецкие), аристократы с Северного Кавказа (князья Черкасские), Салтыковы, Плещеевы. Ему служил касимовский хан. Был привезен из Ростова митрополит Филарет. Важнейшие военные и материальные решения принимались верхушкой польско-литовских наемников. Сначала главенствовал гетман Ружинский, потом Я. П. Сапега, который возглавил все действия в центре страны, осадив в конце сентября Троице-Сергиев монастырь.

С мая по ноябрь 1608 г. успехи тушинцев стремительно росли. На исходе лета произошло еще одно важное событие, ”царь Дмитрий Иванович” вновь обрел “свою” венчанную и коронованную в мае 1606 г. жену. По соглашению лета 1608 г. польская сторона обязывалась вывести всех наемников – подданных Речи Посполитой с территории России в обмен на отпуск русским правительством всех задержанных и сосланных поляков. Включая семью Мнишков. Было установлено, где и как тушинцы смогут перехватить отправленных из Москвы к западной границе пленников. На людях была радостная встреча насильственно разлученных супругов, а в тайне состоялось венчание Марины с новым носителем имени “царя Дмитрия”. С этого момента Марина Юрьевна связала свою судьбу и со вторым самозванцем, и с исходом войны.

Положение Шуйского было печальным. Москва находилась в блокаде, отчасти были открыты только дороги на Рязань и Владимир. Росли цены на хлеб. Междуречье Оки и Волги признало власть царя. Присягнули ему в Среднем и Нижнем Поволжье, частично в Рязани, в Пскове. Крепости и сельские территории на западном пограничье также подчинились Тушину. Наконец Тушинские отряды проникли в Заволжье и далее на север. Осенью 1608 г. присягнула Вологда, а в ней были собраны налоги почти со всего севера, товары заморской торговли через Архангельск и меховая казна из Сибири. Доставка всего этого в Тушино означала бы почти автоматически финансовый крах правительства Шуйского.

Страницы: 1 2 3

Идея создания Центрально-Азиатского государства
На допросах Унгерн говорил, что целью его похода в Монголию кроме изгнания оттуда китайских войск являлось объединение всех монгольских племен в единое государство и на его основе создание мощного Срединного (Центрально – Азиатского) государства. В основу плана создания такого государства он положил идею о неизбежности столкновения Вос ...

Человек и его семь оболочек
Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке. Посвященные Древнего Египта считали, что человек — это многомерное существо, к ...

Правление Николая I
В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного б ...