Исторические хроники » Развитие гражданской авиации в 80-90-х годах ХХ века » Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах

Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах

Развитие отрасли сдерживали благодушие и слабая организаторская работа «номенклатуры» аппарата управления. Как и в других отраслях экономики, в Аэрофлоте распространилась рапортомания вместо компетентного, критического и принципиального осмысливания происходящих застойных процессов и воплощения в повседневную жизнь намечаемых мероприятий, особенно в сфере труда и использования техники.

С таким грузом проблем личный состав Аэрофлота вступал в «перестроечные» 80-е и «постперестроечные» 90-е годы. Но он не терял уверенности и оптимизма, опираясь на богатейшие традиции своей отрасли, трудовой опыт и преданность профессии авиатора как одной из наиболее почитаемых в нашем Отечестве.

В 1987 году министром гражданской авиации был назначен заслуженный военный летчик, генерал-полковник авиации Александр Никитович Волков. До этого он занимал должность командующего военно-транспортной авиацией ВВС.

На сессии Верховного Совета СССР (июль 1988 года) министр гражданской авиации А. Н. Волков, реагируя на критические замечания депутатов в адрес Аэрофлота, был вынужден признать, что в сложившихся условиях гражданская авиация не имеет возможности выполнить главную задачу – удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках. И причина этому – допущенная правительством несбалансированность в планировании. Министр признал и проводимую ранее МГА соглашательскую политику в отношениях с авиационной промышленностью, диктат которой обернулся многими трудностями для Аэрофлота. Размывалась ответственность, проявились неэффективность выполнения совместно принятых решений, обоюдное нарушение согласованных сроков поставки авиатехники и т. д.

Самолетный парк ГА страны допускал увеличение объемов перевозок, но решать эту задачу не позволяли резко ограниченные ресурсы выделяемого топлива. В результате экономии топлива и перераспределения его в пределах отрасли в целом авиаперевозки возросли, а занятость кресел достигла предела. Но этого удалось достичь за счет концентрации до 70 % прироста лимитов топлива и поставок авиатехники в отдаленные регионы, где перевозки пассажиров возросли на 15 %, т. е. почти вдвое превысили средние темпы перевозок по стране. Но этот маневр осложнил работу авиации в центральных районах. А неудовлетворенный спрос населения по стране в целом в 1988 году не уменьшился.

Чтобы ослабить дефицит топлива, МГА предложило правительству пересмотреть лимиты и проанализировать потребности в нем других министерств и ведомств, имеющих авиатехнику, а несрочные грузы передать другим видам транспорта. К сожалению, откликнулись на эти предложения только ВВС, активно подключив к перевозкам народно-хозяйственных грузов свою военно-транспортную авиацию. Тем самым Аэрофлот смог использовать высвободившиеся 80 тыс. т топлива для дополнительной перевозки не менее 250 тыс. пассажиров. Итоги работы в целом в первый перестроечный период со всей очевидностью выявили отсталость и возросшую необходимость быстрого технического перевооружения Аэрофлота.

Разработка и внедрение новых типов самолетов Ту-204, Ил-96-300, Ил-114, Ан-70, Ан-74, сельскохозяйственного самолета и вертолета безнадежно запаздывали. Аэрофлот был вынужден продлевать ресурс своей устаревшей авиатехники, а значит – снижать ее надежность. Поставки ближнемагистральных серийных самолетов Як-42 обеспечивались лишь на 50 % от плана пятилетки, а самолетов Ту-154М – только на 40 %. Еще хуже было с поставкой авиадвигателей, особенно НКВ-2У для самых массовых самолетов Ту-154Б, а это влекло за собой перерасход топлива до 400 тыс. т в год. В 1988 году произошло 810 отказов различных систем воздушных судов. Из-за конструктивных дефектов было досрочно снято 600 двигателей.

Требование руководства МГА направить начавшуюся конверсию предприятий и объединений промышленности на создание высококачественной новой техники для Аэрофлота не нашло в то время должной поддержки у правительства. Нарушение межотраслевых связей повлекло за собой безответственность в выполнении заказов, разнобой в ценах на технику. Задания по себестоимости продукции, услуг и эффективности не выполнялись. Стихийно возникла потребность искать и развивать горизонтальные связи. К тому же правительством затягивалась отработка положения о роли и функциях Министерства ГА в новом механизме, и оно оказалось практически бесправным. Вскоре возникла мощная волна необоснованного и бесконтрольного роста цен на авиатехнику, запчасти и оборудование, что заставило Аэрофлот повышать свои тарифы. Все это сильно отразилось на результатах деятельности авиапредприятий отрасли.

Политика «Открытых дверей»
Если у Маккинли и были какие-либо сомнения в отношении целесообразности империалистического внешнеполитического курса, то успешное для США развитие событий испано-американской войны продемонстрировало их необоснованность – уже в ходе войны президент заявил, что по ее окончании США сохранят за собой все, что захотят. В том же 1898 г. он ...

Судан в XVI - начале XVII в.
Арабы-бедуины, заселившие степи и саванны Судана, способствовали распространению ислама, арабской культуры и народного арабского языка. За несколько столетий Судан резко поменял свой культурный облик, складывавшийся тысячелетиями. Однако бедуины не могли стать ядром новой политической системы. В этой роли выступали политические элиты дв ...

Место армии в политической системе Римской империи в период принципата
Римская армия регулярная, надежная и твердая. Она составляла оплот правителей Римской империи в их внутренней и внешней политике. С момента кризиса республики армия становится решающей силой в политической жизни страны. На эту силу опирались все претенденты на власть. Само начало истории Римской империи может служить нам иллюстрацией эт ...