Политика римских императоров в период принципата » Отношение различных слоев к принцепсам

Отношение различных слоев к принцепсам

Начиная с Августа можно видеть, как важно было для правителей поддержка населения. Благодаря поддержке армии и плебса Август пришел к власти, и он старался быть щедрым и справедливым правителям. Но отношение к его приемникам было уже другим: «…Когда чернь в обиду ему рукоплескала другим возницам, он воскликнул: «О, если бы у римского народа была одна шея!» (Светоний. Гай Калигула. 30) «Каковы были эти времена, можно судить по тому, что даже вести об убийстве люди поверили не сразу: подозревали, что Гай сам выдумал и распустил слух об убийстве, чтобы разузнать, что о нем думают люди» (Светоний. Гай Калигула. 60). Различно было отношение к императору Клавдию – римские плебеи были довольны принципсом, который организовывал раздачи и зрелища, проявлял заботу о благоустройстве столицы, провел новые водопроводы, реконструировал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим. Но римская знать и сенат относились к Клавдию пренебрежительно. К императору Нерону все население Римской империи относился отрицательно и был рад его свержению.

Веспасиан, талантливый полководец, пользовался доверием армии и сумел установить хорошие отношения с сенатом и провинциальной знатью: «Щедр он был ко всем сословиям: сенаторам пополнил их состояния, нуждавшимся консулярам (бывшим консулам) назначил по пятьсот тысяч сестерциев в год, многие города по всей земле отстроил еще лучше после землетрясений и пожаров, о талантах и искусствах обнаруживал величайшую заботу» (Светоний. Веспасиан. 17). К Титу народ и сенат также относился очень хорошо, что резко контрастирует с отношением к его младшему брату Домициану: «К умерщвлению его народ остался равнодушным, но войско негодовало: солдаты пытались тотчас провозгласить его божественным и готовы были мстить за него, но у них не нашлось предводителей… Сенаторы, напротив, были в таком ликовании, что наперебой сбежались в курию, безудержно поносили убитого самыми оскорбительными и злобными возгласами, велели втащить лестницы и сорвать у себя на глазах императорские щиты и изображения, чтобы разбить их оземь, и даже постановили стереть надписи с его именем уничтожить всякую память о нем» (Светоний. Домициан. 23).

Нерва и Траян сумели расположить к себе сенат, но армия относилась к ним различно, осенью 97 года в Риме преторианцы подняли мятеж, и Нерве ничего не оставалось делать, как срочно усыновить Траяна, который вел войска на Рим. По свидетельству Плиния Младшего Нерва передал Траяну «императорскую власть, чуть было не рухнувшую над головой императора».32 По свидетельству античных авторов армия хорошо относилась к императору Адриану: «…Он был очень любим воинами за свою исключительную заботу о войске и за то, что по отношению к ним он был очень щедр». (АЖА. Адриан. XXI) Он старался ладить с различными социальными группами: уважал сенат, заботился о плебсе, продолжая традиционную политику предоставления ему «хлеба и зрелищ». Однако, когда в конце жизни Адриан заболел, в ожесточении он погубил многих людей из своего окружения, чем навлек на себя всеобщую ненависть.33 Умными и справедливыми правителями показали себя Антонин Пий и Марк Аврелий.

Об императоре Коммоде говорили, что все его достоинства исчерпываются его внешностью: «Войну, которую отец его Марк Аврелий почти закончил, он прекратил, приняв требования врагов, и возвратился в Рим. Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам, в свою очередь, начал жестоко свирепствовать на погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного» (АЖА. Коммод. III).34

Политико-правовые принципы абсолютизма
XVIII век России в духовной сфере — век секуляризации. В это время возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием. С другой стороны, в самом церковном сознании в это время происходит глубокий перелом. Церковное сознание отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженно ...

Военная реформа
Необходимость преобразований – Крымская война, 3 млн. в армии (рекруты, 25 лет), где 700 тыс. ополченцев, неповоротливая армия (не могла справиться, 1 млн. против 70тыс. французов). Русские офицеры в основном неграмотны (не умели даже писать и читать). С 1861 г. военный министр генерал Д. А. Милютин: срок сократил до 16 лет (остальные ...

Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы
Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. ...