Ход боевых действий в битве за ДнепрСтраница 3
По мере приближения Красной армии к Днепру одновременно усиливались удары партизан по врагу. Так, если в июле 1943 г. они подорвали 359 вражеских эшелонов, уничтожили 710 автомашин с живой силой и грузами, то уже в августе и сентябре - 1184 эшелона и 1820 автомашин.
Стремительное наступление Центрального (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), Воронежского (командующий генерал армии Н.Ф. Ватутин) и Степного (командующий генерал армии И.С. Конев) фронтов не дало возможности противнику планомерно отвести войска и организовать прочную оборону по Днепру.
К моменту выхода советских войск к Днепру противнику не удалось выполнить весь объем намеченных оборонительных работ. Позиции на правом берегу реки были оборудованы лишь отдельными ячейками и пулеметными площадками, соединенными ходами сообщения.
Развивая наступление, войска Центрального фронта 21 сентября освободили Чернигов, а на следующий день соединения 13-й армии вышли к Днепру, форсировали его и первыми захватили плацдармы в междуречье Днепра и Припяти. Войска Воронежского фронта к исходу 21 сентября достигли Днепра и в последующие дни овладели плацдармом в его излучине, в районе Великого Букрина.
Войска Юго-Западного и Южного фронтов к 22 сентября освободили Донбасс. Степной фронт 23 сентября освободил Полтаву, на следующие сутки захватил плацдарм на Днепре северо-западнее Днепродзержинска.
Весть о выходе к Днепру облетела всю страну. Для содействия наступавшим в захвате плацдармов на правом берегу Днепра в районе Канева в ночь на 24 сентября был выброшен воздушный десант.
Продолжая наступление, соединения Юго-Западного фронта 25 сентября форсировали Днепр южнее Днепропетровска, а Южный фронт вышел к оборонительному рубежу противника на реке Молочная. 28 сентября Степной фронт захватил еще два плацдарма на Днепре юго-восточнее Кременчуга и в районе Верхнеднепровска.
Таким образом, к концу сентября советские войска вышли к Днепру на 700-километровом участке, захватив несколько важных плацдармов на западном берегу.
Все попытки гитлеровцев восстановить оборону по Днепру не увенчались успехом. Особенно ожесточенные бои развернулись на киевском направлении. 6 ноября части 1-го Украинского фронта под командованием Ватутина, проведя сложную перегруппировку войск, стремительным ударом освободили Киев.
Воины, вошедшие в столицу Украины, увидели потрясающую картину вандализма. Нацисты за период ее оккупации, продолжавшейся 778 дней и ночей, варварски разрушили и разграбили древний город.
Развивая наступление на Коростень, Житомир и Фастов, войска 1-го Украинского фронта, продвинувшись в глубину до 150 км, образовали киевский стратегический плацдарм. Попытки противника во второй половине ноября и в декабре 1943 г. перейти в контрнаступление и снова овладеть Киевом не имели успеха. А в это время войска
1, 3 и 4-го Украинских фронтов вели упорные сражения на юге Украины - на кировоградском и криворожском направлениях и в низовьях Днепра. В ходе трехмесячных боев армии 2-го и 3-го Украинских фронтов ликвидировали запорожский плацдарм противника, освободили Запорожье и Днепропетровск и создали на Днепре второй крупный плацдарм стратегического значения.
Александр II и крестьянская реформа
В начале своего царствования император Александр II заявил о том, что будет продолжателем политических принципов императоров Александра I и Николая I. Однако практика нового правительства показала существенные отличия его приемов от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для нового монарха. Сняты были мело ...
Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировался
лидер крестьянского движения. Социальное происхождение
Ивана Болотникова
Вопрос о социальном происхождении Ивана Исаевича Болотникова не имеет однозначного ответа.
Одним из первых обратил на эту проблему внимание С.Ф. Платонов, отметив, что Болотников был не просто холоп, а военный холоп, или «слуга (из военной свиты) князя Телятевского»[22].
Далее, рассмотрение этого вопроса было продолжено в работах отеч ...
Образование
Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце ХVIII - первой половине ХIХ в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.
Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обуч ...