Источники по истории РоссииСтраница 7
Разновидностями законодательных актов, регулировавших деятельность различных структур государственной машины, были регламенты (по управлению коллегиями), учреждения и уставы (определяли власть в губерниях и уездах), воинские уставы (регулировали устройство армии и флота), инструкции, наставления и наказы (например, «Наставление губернаторам» 1764 г. определяло права и обязанности губернаторов).
Особую группу законодательных актов составляли внешнеполитические документы: международные пакты, трактаты, конвенции, договоры, соглашения, протоколы. Международные акты в силу их большой юридической значимости вступали в силу только после утверждения их царем. Однако постепенно перестала соблюдаться строгая юридическая форма международных актов. Некоторые важнейшие соглашения фиксировались в форме дипломатической переписки (ноты, письма, памятные записки). Так, русско-французский союз 1891 г. был заключен путем обмена письмами между французским министром иностранных дел и русским послом во Франции. По содержанию внешнеполитические акты последней трети ХVIII — первой половины XIX в., как правило, обосновывали действия договаривавшихся сторон о защите феодально-абсолютистских порядков в Европе. Во второй половине XIX — начале XX в. значительное место в них заняли финансово-экономические проблемы, вопросы о сферах влияния.
Комплекс делопроизводственной документации имперского времени отличается большей по сравнению с предшествующим периодом четкостью. Это связано с оформлением чиновничье-бюрократического строя, регламентацией деятельности государственных учреждений, созданием единого канцелярского стиля, унификацией правящих сословий. Внутри этого комплекса источников выделяются новые виды документов: 1) материалы сенатских ревизий, содержавшие сведения о состоянии губерний; 2) документы комиссий по подготовке новых сводов законов (Уложений 1767—1768 годов, Второго Отделения имперской канцелярии 1826 г.); 3) министерские и губернаторские отчеты и верноподданнейшие доклады царю; 4) стенограммы заседаний Государственного Совета и Государственной Думы (начало XX в.); 5) зашифрованные телеграммы международной почты (с конца XIX в.); 6) делопроизводственная документация капиталистических предприятий и вотчинная документация; 7) материалы III Отделения имперской канцелярии и карательных органов о поднадзорных лицах и о судьбе осужденных; 8) Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, составленный по приказу Николая I из материалов следственного процесса по делу декабристов и содержавший программные документы и планы революционеров, их критику современного состояния страны; 9) материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, вскрывшей должностные преступления бывших министров царского правительства.
Первыми законодательными актами советской власти были декреты: «О земле», «О мире» и «Об образовании правительства». Они регулировали жизнь общества в экстремальную историческую эпоху — первые месяцы после взятия большевиками власти, в годы Гражданской войны. Нормативную основу жизни общества и государства закладывали конституции, формулировавшие основные принципы государственного устройства, — 1918, 1924, 1936, 1977. Закон стал основным видом юридического источника после принятия Конституции 1936 г. Кодексы законов дают представление о действующем законодательстве в определенной области отношений (например, Кодекс Законов о Труде, КЗОТ).
Важнейший комплекс нормативных документов советской эпохи связан с деятельностью Коммунистической партии, документы которой носили для общества директивный характер в силу ее правящего положения. Они представительны и информативны, являлись результатом коллективного творчества, ибо, как правило, создавались комиссиями экспертов-специалистов, проходили стадии предварительных обсуждений и утверждались большинством голосов. Документы КПСС подразделяют на: 1) программы и уставы партии; 2) материалы партийных съездов, конференций и пленумов ЦК; 3) резолюции и решения партийных совещаний всех уровней; 4) документы местных партийных организаций. С VII экстренного съезда РКП(б) (март 1918 г.) все заседания партийных съездов и конференций стенографировались.
Внутренняя политика консерваторов. Экономическое
положение в 1950 — 1960 гг.
Придя к власти, консерваторы сначала оставили нетронутым многое из того, что было осуществлено лейбористским правительством К. Эттли, в том числе введенный в военное время контроль государства над экономикой страны, национализацию ряда отраслей промышленности, новую систему социального страхования, поскольку эти меры отвечали в целом ин ...
Смерть Александра I. Николай I - новый император
17 ноября 1825 года императрица Мария Федоровна получила сообщение из Таганрога, что император благополучно прибыл. Письмо написано самим Александром, так что во дворце в Петербурге никто не беспокоится. А 22 ноября приходит бюллетень о том, что император серьезно заболел. Врач Виллие пишет, что лихорадка усиливается, развивается кризис ...
Реорганизация государственного управления
Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.
Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, — запи ...