Исторические хроники » Судан в Новое время » Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту

Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту
Страница 3

Таким образом, в Судане складывалось раннеколониальное общество феодального типа. Его верхушку составляли пришельцы с севера: мусульмане ("турки"), левантинцы и европейцы. При этом под "турками" подразумевались как разноязычная Османская администрация, так и столь же этнически не однородная египетская агентура, хедива; под левантинцами - промышляющие в Судане жители соседних государств мусульманского и христианского вероисповедания, в том числе греки, армяне и пр.; а под европейцами - непосредственно разнообразная колониальная агентура капиталистических стран, в том числе колониальные чиновники, торговцы, моряки, миссионеры и т.д. Каждая из этих трех групп делилась на национальные общины, кланы, а также группы сторонников того или иного влиятельного лица. Среди "турецкой" элиты все время происходила скрытая, а порой и открытая борьба между отдельными группировками, например" черкесами и албанцами, "новаторами" и консерваторами.

Ее представители по-разному относились к европейским и левантийским компрадорам, египтянам и другим "чужакам". Но по отношению к коренному населению все они держались как "белая раса господ", презиравшая и унижавшая "черных туземцев". Но постепенно в верхнем социальном слое появлялись отдельные арабо-суданцы, сохранявшие связь со своими племенами.

В начале 80-х годов XIX в. в Судане образовался значительный (численностью в несколько десятков тысяч) слой смешанного турецко-африканского и европейско-африканского населения. В южных провинциях, населенных нилотскими и центральноафриканскими этносами, белая верхушка была особенно малочисленна, а средние административные должности занимали нубийцы и арабо-суданцы, они же составляли массу торговцев. Своеобразную группу населения составляли бродячие тортовцы-джеллябы, происходившие из различных арабских и нубийских областей.

Разнородные по своему происхождению и социальному облику суданские городские слои были все, хотя и в разной степени, недовольны засильем европейцев, произволом администрации, колониальным положением страны. Особенно велико было недовольство ремесленников, разорявшихся из-за наплыва иностранных товаров; торговцев, вытеснявшихся европейскими и левантийскими купцами; солдат, месяцами не получавших жалованья; всего мусульманского населения, которым впервые за много веков управляли иноверцы - христиане или выходцы с Кавказа и Балкан, лишь недавно принявшие ислам и продолжавшие следовать многим христианским обычаям.

Все прежние противоречия - между крестьянами, полуоседлыми и кочевыми скотоводами, пастухами и знатью, жителями деревень и горожанами, разными племенами и этническими группами - отступали на второй план перед главным противоречием между всеми угнетенными суданцами, с одной стороны, и "союзом" хедивской администрации с белой компрадорской буржуазией - с другой, причем обе эти силы выступали как агенты европейского капитала. В Судане начало зарождаться освободительное движение, направленное против "белых" угнетателей, которое приняло религиозную форму сначала суфийского, а затем махдистского движения.

В период турецко-египетского правления в северных и центральных областях Судана со своими учениями начали выступать суфийские братства (тарикаты): Ансарийя, Мад-жзубийя, Хатмийя, Исмаилийя, Идрисийя, Самманийя, Тиджанийя, а также ответвления Кадирийи. Деятельность различных миссионеров была частью общего идейного брожения в стране. Недовольство мусульман (не исключая турков) вызывало появление на ключевых административных постах и на самой вершине пирамиды власти европейцев-христиан, а также евреев. Еще при Мухаммеде Али в Судане отдельные европейцы и христиане-левантинцы назначались начальниками над мусульманами. В 1869 г. СУ. Бейкер первым из англичан получил звание паши и был назначен генерал-губернатором Экваториальной провинции, которую ему еще предстояло завоевать. И действительно, он создал огромную провинцию - Египетский Судан. Губернаторами других крупных провинций также были назначены европейцы, в частности британский генерал Ч. Дж. Гордон в 1874 г. занял должность генерал-губернатора Экваториальной провинции. В 1876 г. Гордона сменил американец Х.Г. Праут, но через два года он был отозван в Египет, а Ч. Дж. Гордон в 1877 г. стал генерал-губернатором всего Египетского Судана. В последующие годы он назначил несколько европейцев на посты руководителей пароходства, телеграфа, почты, госпиталей и пр.

Страницы: 1 2 3 4

Быт и нравы древних народов Украины
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы ...

Судебник Ивана IV (царский) 1550 г. Соборное Уложение 1649 г.
Исправить этот недостаток Судебника 1497 г. пытался Василий III, дополнивший законодательство своего отца. Но до нас этот исправленный Судебник не дошел. Вторую попытку предпринял Иван IV, создав новый Судебник в 1550 г., в основу которого был положен заметно переработанный Судебник Ивана III с поправками отца и собственными новыми узак ...

Экономика
- Сельское хозяйство – душа, главная основа империи. Промышленность - достаток, благополучие населения. Внешняя торговля – изобилие, искусное использование плодов двух первых сфер, - резюмировал Наполеон принципы своей экономической политики. Мудрое рассуждение в устах человека, никогда не претендовавшего на лавры теоретика в области э ...