Исторические хроники » Судан в Новое время » Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту

Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту
Страница 3

Таким образом, в Судане складывалось раннеколониальное общество феодального типа. Его верхушку составляли пришельцы с севера: мусульмане ("турки"), левантинцы и европейцы. При этом под "турками" подразумевались как разноязычная Османская администрация, так и столь же этнически не однородная египетская агентура, хедива; под левантинцами - промышляющие в Судане жители соседних государств мусульманского и христианского вероисповедания, в том числе греки, армяне и пр.; а под европейцами - непосредственно разнообразная колониальная агентура капиталистических стран, в том числе колониальные чиновники, торговцы, моряки, миссионеры и т.д. Каждая из этих трех групп делилась на национальные общины, кланы, а также группы сторонников того или иного влиятельного лица. Среди "турецкой" элиты все время происходила скрытая, а порой и открытая борьба между отдельными группировками, например" черкесами и албанцами, "новаторами" и консерваторами.

Ее представители по-разному относились к европейским и левантийским компрадорам, египтянам и другим "чужакам". Но по отношению к коренному населению все они держались как "белая раса господ", презиравшая и унижавшая "черных туземцев". Но постепенно в верхнем социальном слое появлялись отдельные арабо-суданцы, сохранявшие связь со своими племенами.

В начале 80-х годов XIX в. в Судане образовался значительный (численностью в несколько десятков тысяч) слой смешанного турецко-африканского и европейско-африканского населения. В южных провинциях, населенных нилотскими и центральноафриканскими этносами, белая верхушка была особенно малочисленна, а средние административные должности занимали нубийцы и арабо-суданцы, они же составляли массу торговцев. Своеобразную группу населения составляли бродячие тортовцы-джеллябы, происходившие из различных арабских и нубийских областей.

Разнородные по своему происхождению и социальному облику суданские городские слои были все, хотя и в разной степени, недовольны засильем европейцев, произволом администрации, колониальным положением страны. Особенно велико было недовольство ремесленников, разорявшихся из-за наплыва иностранных товаров; торговцев, вытеснявшихся европейскими и левантийскими купцами; солдат, месяцами не получавших жалованья; всего мусульманского населения, которым впервые за много веков управляли иноверцы - христиане или выходцы с Кавказа и Балкан, лишь недавно принявшие ислам и продолжавшие следовать многим христианским обычаям.

Все прежние противоречия - между крестьянами, полуоседлыми и кочевыми скотоводами, пастухами и знатью, жителями деревень и горожанами, разными племенами и этническими группами - отступали на второй план перед главным противоречием между всеми угнетенными суданцами, с одной стороны, и "союзом" хедивской администрации с белой компрадорской буржуазией - с другой, причем обе эти силы выступали как агенты европейского капитала. В Судане начало зарождаться освободительное движение, направленное против "белых" угнетателей, которое приняло религиозную форму сначала суфийского, а затем махдистского движения.

В период турецко-египетского правления в северных и центральных областях Судана со своими учениями начали выступать суфийские братства (тарикаты): Ансарийя, Мад-жзубийя, Хатмийя, Исмаилийя, Идрисийя, Самманийя, Тиджанийя, а также ответвления Кадирийи. Деятельность различных миссионеров была частью общего идейного брожения в стране. Недовольство мусульман (не исключая турков) вызывало появление на ключевых административных постах и на самой вершине пирамиды власти европейцев-христиан, а также евреев. Еще при Мухаммеде Али в Судане отдельные европейцы и христиане-левантинцы назначались начальниками над мусульманами. В 1869 г. СУ. Бейкер первым из англичан получил звание паши и был назначен генерал-губернатором Экваториальной провинции, которую ему еще предстояло завоевать. И действительно, он создал огромную провинцию - Египетский Судан. Губернаторами других крупных провинций также были назначены европейцы, в частности британский генерал Ч. Дж. Гордон в 1874 г. занял должность генерал-губернатора Экваториальной провинции. В 1876 г. Гордона сменил американец Х.Г. Праут, но через два года он был отозван в Египет, а Ч. Дж. Гордон в 1877 г. стал генерал-губернатором всего Египетского Судана. В последующие годы он назначил несколько европейцев на посты руководителей пароходства, телеграфа, почты, госпиталей и пр.

Страницы: 1 2 3 4

Китай в современную эпоху. Китай после смерти Мао Цзэдуна
В канун смерти Мао Цзэдуна определилась позиция высшего военного руководства. В Гуанчжоу приезжали Е Цзяньин и некоторые представители руководства КПК для секретных переговоров с Дэн Сяопином. В результате было достигнуто соглашение о единстве действий против «четверки». Таким образом, к осени 1976г. страна и армия находились в состояни ...

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества
Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров – Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ...

Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725—1762 гг.
Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. По образному выражению В. О. Ключевского, этот период нашей истории получил название «дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II (1725—1762) трон занимали шесть царствующих особ, получавших престол в результате сложных дворцовых ...