Исторические хроники » Судан в Новое время » Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту

Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту
Страница 3

Таким образом, в Судане складывалось раннеколониальное общество феодального типа. Его верхушку составляли пришельцы с севера: мусульмане ("турки"), левантинцы и европейцы. При этом под "турками" подразумевались как разноязычная Османская администрация, так и столь же этнически не однородная египетская агентура, хедива; под левантинцами - промышляющие в Судане жители соседних государств мусульманского и христианского вероисповедания, в том числе греки, армяне и пр.; а под европейцами - непосредственно разнообразная колониальная агентура капиталистических стран, в том числе колониальные чиновники, торговцы, моряки, миссионеры и т.д. Каждая из этих трех групп делилась на национальные общины, кланы, а также группы сторонников того или иного влиятельного лица. Среди "турецкой" элиты все время происходила скрытая, а порой и открытая борьба между отдельными группировками, например" черкесами и албанцами, "новаторами" и консерваторами.

Ее представители по-разному относились к европейским и левантийским компрадорам, египтянам и другим "чужакам". Но по отношению к коренному населению все они держались как "белая раса господ", презиравшая и унижавшая "черных туземцев". Но постепенно в верхнем социальном слое появлялись отдельные арабо-суданцы, сохранявшие связь со своими племенами.

В начале 80-х годов XIX в. в Судане образовался значительный (численностью в несколько десятков тысяч) слой смешанного турецко-африканского и европейско-африканского населения. В южных провинциях, населенных нилотскими и центральноафриканскими этносами, белая верхушка была особенно малочисленна, а средние административные должности занимали нубийцы и арабо-суданцы, они же составляли массу торговцев. Своеобразную группу населения составляли бродячие тортовцы-джеллябы, происходившие из различных арабских и нубийских областей.

Разнородные по своему происхождению и социальному облику суданские городские слои были все, хотя и в разной степени, недовольны засильем европейцев, произволом администрации, колониальным положением страны. Особенно велико было недовольство ремесленников, разорявшихся из-за наплыва иностранных товаров; торговцев, вытеснявшихся европейскими и левантийскими купцами; солдат, месяцами не получавших жалованья; всего мусульманского населения, которым впервые за много веков управляли иноверцы - христиане или выходцы с Кавказа и Балкан, лишь недавно принявшие ислам и продолжавшие следовать многим христианским обычаям.

Все прежние противоречия - между крестьянами, полуоседлыми и кочевыми скотоводами, пастухами и знатью, жителями деревень и горожанами, разными племенами и этническими группами - отступали на второй план перед главным противоречием между всеми угнетенными суданцами, с одной стороны, и "союзом" хедивской администрации с белой компрадорской буржуазией - с другой, причем обе эти силы выступали как агенты европейского капитала. В Судане начало зарождаться освободительное движение, направленное против "белых" угнетателей, которое приняло религиозную форму сначала суфийского, а затем махдистского движения.

В период турецко-египетского правления в северных и центральных областях Судана со своими учениями начали выступать суфийские братства (тарикаты): Ансарийя, Мад-жзубийя, Хатмийя, Исмаилийя, Идрисийя, Самманийя, Тиджанийя, а также ответвления Кадирийи. Деятельность различных миссионеров была частью общего идейного брожения в стране. Недовольство мусульман (не исключая турков) вызывало появление на ключевых административных постах и на самой вершине пирамиды власти европейцев-христиан, а также евреев. Еще при Мухаммеде Али в Судане отдельные европейцы и христиане-левантинцы назначались начальниками над мусульманами. В 1869 г. СУ. Бейкер первым из англичан получил звание паши и был назначен генерал-губернатором Экваториальной провинции, которую ему еще предстояло завоевать. И действительно, он создал огромную провинцию - Египетский Судан. Губернаторами других крупных провинций также были назначены европейцы, в частности британский генерал Ч. Дж. Гордон в 1874 г. занял должность генерал-губернатора Экваториальной провинции. В 1876 г. Гордона сменил американец Х.Г. Праут, но через два года он был отозван в Египет, а Ч. Дж. Гордон в 1877 г. стал генерал-губернатором всего Египетского Судана. В последующие годы он назначил несколько европейцев на посты руководителей пароходства, телеграфа, почты, госпиталей и пр.

Страницы: 1 2 3 4

Общество Токугава.
Административная система Токугава, как и политика национальной изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с которых, г ...

Государственное устройство Московской Руси
От великокняжеской к царской власти. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственн ...

Хорватские земли в первой половине XIX в. Социально экономическое и политическое положение в хорватских землях в конце ХVIII — начале ХIХ в.
В этот период хорватские земли были раздроблены и находились под разным административным управлением, но в составе одного государства -- Австрийской империи. Гражданская Хорватия и Славония входили в Венгерское королевство, хорватские земли Военной Границы, Далмации и Истрии напрямую подчинялись венскому правительству. Политическое наи ...