Исторические хроники » Судан в Новое время » Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту

Судан в XVIII-XIX в. Присоединение Судана к Египту
Страница 2

Противниками работорговли выступали, в частности, католическая церковь, отдельные группы знати на юге страны. В конце 70-х годов XIX в. под давлением европейских держав каирское правительство вынуждено было запретить работорговлю. Но провести это решение в жизнь было трудно без общественной поддержки в Египетском Судане.

В период Османской империи территория нынешнего Судана впервые стала единым государством (хотя культурное ядро на этой территории существовало со времен Куша-Ме-Роэ). Подвергшиеся "арабизации" и "исламизации" племена были очень различны по уровню культурного и общественного развития. Их объединяло лишь недовольство турецко-египетским режимом. Но еще до турецкого завоевания

большинство населения этих территорий подвергалось эксплуатации, будь то в развитом феодальном обществе Донголы или в раннефеодальном царстве Шиллук и княжествах занде, алур, ачоли, анюак, но турецкая администрация довела феодальный гнет до предела и дополнила его систематическим грабежом.

При сборе налогов осуществлялся принцип круговой поруки. При этом местная администрация и традиционные вожди присваивали себе по меньшей мере столько же, сколько шло правителям Египта и Османской империи. За короткий срок у населения были конфискованы запасы драгоценных металлов. Такие экзотические товары, как гуммиарабик, слоновая кость, которые раньше продавались, теперь изымались в форме налогов. Турецко-египетские чиновники насильно принуждали окрестных крестьян к труду в своих имениях. Лучших мастеров, набранных за плату, вероломно заковывали в колодки и отсылали в Хартум.

В 1847-1848 гг. была построена и пущена в эксплуатацию фабрика для промывки золотого песка в области Берта (на границе с Эфиопией). Для нее в России были подготовлены молодые египетские специалисты. Но вскоре эта фабрика была закрыта. Крайне медленно и непоследовательно создавалась система современных коммуникаций. Лишь в 1875 г. началось строительство железной дороги на Крайнем Севере Судана, в Вади-Хальфе, которая соединялась с египетской железнодорожной линией и шла в обход нильских порогов. Более успешно развивался речной и морской транспорт. По Нилу и главным его притокам начали ходить пароходы, в Хартуме были построены доки, куда доставлялась из Египта судовая техника, здесь же строились крупные деревянные и металлические барки. В 1878 г. на хартумских доках под руководством английских инженеров работали около 200 человек, в большинстве выпускников местной католической школы. В 1857 г. на Красноморском побережье Судана была основана частная пароходная компания "Маджидийя", владевшая четырьмя пароходами, которые перевозили паломников из Суакина в аравийскую Джидду и обратно, а также в Суэц. В 1864 г. на смену ей пришла компания "Азизийя", имевшая восемь пароходов, которые регулярно перевозили пассажиров и грузы между Суакином и Суэцем. В 1870 г. эта компания была преобразована в государственную. Почта в Судане появилась как частное (итальянское) предприятие, но с течением времени стало государственным ведомством.

Примером бесхозяйственности турецко-египетских властей может служить Суакинская гавань. В течение тысячелетия Суакин являлся главным морским портом страны, расцвет его пришелся на середину XIX в. В 1860 г. губернатор приказал укрепить городскую цитадель и перестроить свой дворец, используя для этого поднятые со дна моря коралловые глыбы. Коралловая крошка попала в гавань, кораллы прижились и стали размножаться. С течением времени коралловые рифы погубили порт. Упадок же торговли и городской жизни в Суакине стал следствием развала экономики в целом, а также установления государственной монополии на торговлю основными товарами, которые теперь централизованно вывозились через Хартум и Нубию в Египет.

Введенная феодальная система управления страной состояла из двух подсистем: традиционной (в племенах, деревенских общинах, княжествах) и бюрократической турецко-египетского типа. Последняя была неустойчива: границы провинций часто менялись, одно время было ликвидировано генерал-губернаторство, наместникам разных рангов не давали подолгу засиживаться на одном месте. Египетский Судан как колония феодальной страны не мог не попасть под финансовую зависимость от капиталистической Европы.

Страницы: 1 2 3 4

Создание Македонской революционной организации
Основы организации, которая первоначально в качестве своей основной цели выдвинула борьбу за предоставление Македонии автономии, были заложены в 1893 г. в Салониках. Ее первый Центральный комитет возглавил врач из Салоник Х. Татарчев. Названная впоследствии Тайной Македоно-Одринской (Андрианопольской) организацией (ТМОРО), она затем был ...

Дорога Жизни
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу. Наступил ноябрь ...

Историография
Зачатки историографии возникли в России вместе с образованием Московского централизованного государства и обусловливались его политическими потребностями. Исторические сказания и летописи тогда впервые начали сверять и сводить воедино. В 1512 г. было составлено первое обозрение всемирной истории. Единая общая идея связала «Степенную кни ...