Исторические хроники » Войсковой круг и присуд, традиции станичного самоуправления » Упадок казачьего самоуправления

Упадок казачьего самоуправления
Страница 3

Казачье самоуправление пытались возродить и в эмиграции. Осенью 1921 г. бывший Донской атаман генерал П.Н. Краснов обратился к казакам-беженцам с призывом организовать станицы и хутора с названиями, соответствующими месту жительства. Казаки довольно живо отреагировали на это предложение, почувствовав, что возрождение их привычной административной организации облегчит борьбу за существование. Донской атаман генерал А.П. Богаевский, видя в Краснове своего соперника, поначалу не поддержал эту идею. Но, увидев, что казаки, прежде всего в Королевстве СХС, принялись дружно переименовывать свои колонии в хутора и станицы, а также выбирать хуторских и станичных атаманов, в декабре 1921 г. он своим приказом придал этому законную основу. Дабы укрепить свое положение «первого среди равных» войсковых атаманов, он разрешил принимать в донские хутора и станицы кубанцев, терцев и астраханцев.

В марте 1922 г., он утвердил «Положение об управлении станицами и хуторами за границей». Оно определяло круг ведения хуторов, входящих в станицу, и станиц, образование которых утверждалось Донским атаманом; им же назначались станичные атаманы. На станичные правления возлагались: регистрация и учет всех казаков, организация бюро труда и касс взаимопомощи, оказание юридической и медицинской помощи, защита инвалидов, одиноких женщин и безработных, сбор сведений о могилах казаков, осведомление хуторян и станичников о событиях на Дону, в России и в эмиграции. В станицах организовывались суды. Для поддержания порядка станичным атаманам предписывалось обращаться к местным властям. Каждый казак должен был состоять только в одной станице; при перемене места жительства он мог приписаться к другой, лишь предъявив от своего станичного правления удостоверение, что к этому не имеется препятствий.

Штаб Русской армии генерала П.Н. Врангеля и командование казачьих частей приложили немало усилий для организации в хуторах и станицах военных ячеек, дабы казаки не теряли связи с частями. Поскольку, однако, казаки в поисках заработка продолжали активно перемещаться с места на место, распыление казачьих частей, в отличие от регулярных, шло по нарастающей. В этой ситуации Богаевский первостепенное внимание уделял организации строгого учета казаков станичными атаманами. Тем самым он пытался сохранить в своем подчинении хотя бы подобие воинской силы, состоящей из казаков, покинувших свои части, но сплоченных в чисто казачьи организации. В результате Врангель в 1922-1923 гг. на Балканах командовал только офицерскими кадрами казачьих частей, в то время как рядовые казаки, организуясь в станицы и хутора под местными названиями (Софийская станица, Бургасская станица и т. п.), номинально подчинялись атаманам, а фактически – своим работодателям, когда они были.

К февралю 1922 г. было создано 30 станиц: в Болгарии – 18, в Сербии – 4, в Греции – 4, в Румынии – 2, в Венгрии – 1, в Тунисе – 1. В 1924 г. состав «Комитета казачьих организаций», созданного в Париже, вошло 64 станицы: во Франции – 31, в Болгарии – 12, в Сербии – 10, в Чехословакии – 6, в Румынии – 1, в Венгрии – 1, в Польше – 2 и в Германии – 1. В Королевстве СХС и Болгарии казаки особенно активно объединялись по месту жительства в хутора и станицы, которые сохраняли старинный казачий уклад жизни с выборными атаманами и правлением. Время от времени они устраивали в Белграде и Софии казачьи съезды, на которых выбирали общественное казачье представительство. В Югославии в конце 20-х гг. насчитывалось 17 станиц и хуторов.

Одной из самых крупных была Белградская общеказачья станица имени Петра Краснова, основанная в декабре 1921 г. и насчитывавшая 200 человек. К концу 20-х гг. численность ее сократилась до 70-80 человек. Долгое время атаманом станицы состоял подъесаул Н.С. Сазанкин. Вскоре из станицы ушли терцы, образовав свою станицу – Терскую. Оставшиеся станице казаки вступили в РОВС и она получила представительство в «Совете военных организаций» IV отдела, где новый атаман генерал Марков имел одинаковое с другими членами совета право голоса.

В Болгарии к концу 20-х гг., насчитывалось не более 10 станиц. Одной из самых многочисленных была Калединская в Анхиало (атаман – полковник М.И. Караваев), образованная в 1921 г. в количестве 130 человек. Менее чем через десять лет в ней осталось только 20 человек, причем 30 уехало в Советскую Россию. Бургасская казачья станица, образованная в 1922 г. в количестве 200 человек к концу 20-х гг. начитывала также не более 20 человек, причем половина из первоначального состава вернулась домой. Члены станиц и хуторов работали по месту жительства, в большинстве – на виноградниках и в торговле. Некоторым станичникам, например Азовско-Монастырской станицы (атаман – П.А. Черевков) в Свинцовском районе, удавалось брать землю в аренду через посредников-болгар. Общественная жизнь казачьих станиц и хуторов в Болгарии состояла в помощи нуждающимся и инвалидам, а также в проведении военных и традиционных казачьих праздников.

Страницы: 1 2 3 4

Хождение в народ
Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Подготовка к массовому «хождению в народ» началась осенью 1873 года: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала «чайковцам», налаживалось издание пропагандистской литературы, заготовлялась крестьянская одежда, в специальн ...

Компетенция Союза ССР и союзных республик
Договор об образовании сосредотачивал в ведении Союза ССР вопросы, имеющие общесоюзные значения: представительств Союза в международных отношениях, объявление войны и заключения мира, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, транспортным, почтово-телеграфным делом, организацию и руководство вооруженными силами ...

Ахейское общество
Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, ...