Упадок казачьего самоуправленияСтраница 2
«Все бы было хорошо, если бы на ответственную должность войсковых наказных атаманов назначались всегда люди, мало-мальски подготовленные к управлению этим обширным своеобразным краем, но, к несчастью, случалось что этого высокого, хорошо оплачиваемого Войском Донским назначения удостаивались люди не только не знавшие быта и духа казака, но иногда даже враждебные ему», – с горечью отмечали современники. Детальное описание еда на день рождения доставка на нашем сайте.
«Положение о Войске Донском», в окончательном варианте утвержденное 26 мая 1835 г., законодательно закрепило сложившуюся систему организации власти и управления на Дону.
Усиление императорской власти на Дону ограничивало участие донского казачества в войсковых, окружных и станичных учреждениях. Органами самоуправления на местах являлись станичные и слободские правления и суды.
Станица, как нижнее звено административного деления, сохранила в определенной мере традиции старинного казачьего городка. На станичном сходе (кругу) раз в три года избиралось правление, возглавляемое станичным атаманом. Окончательно станичного атамана в его должности утверждал наказной атаман.
Станичный атаман ведал вопросами экономической жизни станицы, доводил предписания вышестоящих инстанций станичникам, обеспечивал охрану общественного имущества, безопасность границ станичных земель, организовывал действия в чрезвычайных ситуациях, контролировал порядок несения казаками службы и т.л.
Традиционно станичный атаман избирался из «грамотных и рачительных» казаков, часто из отставных офицеров, проживающих в станице.
Дела, выходящие за пределы полномочий станичного атамана, решались на станичном сходе.
Сход наделялся правом принесения жалоб в вышестоящие инстанции через своих выборных, ходатайствовал о предоставлении служивым казакам льгот по службе, распределял внутренне служащих казаков по местам отбывания повинности, контролировал наличие полного военного снаряжения у служащих казаков и т.п.
Решение станичного схода признавалось действительными, если на нем присутствовал станичный атаман или его заместитель («заступающий на его место») и не менее половины станичников, имеющих право голоса. Сход формировал и станичное правление как исполнительную власть на всей территории станичных земель (юрта).
В ведении станичного правления было исполнение всех решений, принятых станичным сходом, ежемесячная проверка станичных сумм и станичных хлебных запасных магазинов, охрана имущества и границ юрта, контроль за соблюдением прав жителей станицы на поземельный надел, ведение точных именных списков, пяти станичных книг (в две заносились записи приказаний, доведенных станичным атаманом до сведения станичников; метрическую книгу, книгу приговоров станичного схода, книгу решений станичного и третейского судов, сделок и договоров).
Станичное правление одновременно являлось и низшей судебной инстанцией – станичным судом, сфера деятельности которого ограничивалась гражданско-правовыми, а также незначительными уголовными делами. Более серьезные дела рассматривались сыскным начальством. По «Положению» 1835 г. ведению станичного суда подлежали дела о ссорах в семье и между соседями, о лености, пьянстве, потраве чужого поля, о неповиновении детей и т.п.
В 1870 г. правительство ликвидировало право станичных обществ на ведение судопроизводства, а деятельность местных органов самоуправления поставило под контроль сыскного начальства. В итоге казачье самоуправление и в нижнем звене административного деления было сведено к минимуму.
Древнюю традицию проведения войсковых кругов и выборов войсковых атаманов казаки смогли ненадолго возродить лишь после падения династии Романовых в 1917 году. Тогда же в казачьих республиках Дона, Кубани, Терека и других были разработаны и приняты самые демократические на тот момент конституции в мире и самое передовое законодательство. Так, женщины-казачки уже летом 1917 года принимали участие в выборах Донского войскового атамана Каледина.
Государство диктатуры пролетариата демократизм казачества и его приверженность своим правам ни в коей мере не устраивали. Последний Конституционный круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. В 1921 году казаки были окончательно лишены своих старинных прав.
Отмена крепостного права.
3
января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имущес ...
Кодификационная работа М.М.Сперанского при Николае 1
О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, но все же следует отметить, что к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: " Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже с ...
Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и
регламентация всех проявлений общественной жизни
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше, возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период с ...
