Исторические хроники » Судан в Новое время » Государство махдистов (1885-1898)

Государство махдистов (1885-1898)
Страница 1

В обстановке социальной нестабильности и возбуждения, подогреваемого известиями о событиях в Египте, где усилилось национальное движение, и ожидания хиджры (1882 г.), в августе 1881 г., в дни Рамадана, на острове Аба (Белый Нил) выступил с проповедью шериф (т.е. потомок пророка Мухаммеда) Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах. Он объявил себя Махди (мусульманским мессией, явившимся, чтобы установить на земле царство справедливости) и призвал мусульман к священной войне с неверными. К последним он причислял и турок. Активное участие в подготовке восстания принял Абдаллах, будущий махдистский халиф, поступивший в ученики к Мухаммеду Ахмеду и ставший впоследствии его преемником.

Весной 1883 г. началось восстание племен динка, за которыми последовали другие народности. В мае на борьбу поднялись беджа, которыми руководил эмиссар Махди - богатый суакинский купец Осман Дигна.

Англия решила воспользоваться отделением большей части Судана от Египта, чтобы здесь единовластно утвердиться. Англичане добились "временного" вывода египетских войск, на смену которым пришли британские войска, и назначения Ч. Дж. Гордона хукумдаром с чрезвычайными полномочиями. Это было расценено как вызов суданцам-мусульманам.5 января 1885 г. перед махдистами капитулировал гарнизон Омдурмана, а через 20 дней махдисты штурмом взяли Хартум. К апрелю 1885 г. англо-египетские войска оставили всю суданскую долину Нила до Вади-Хальфы.

В результате победы махдистского восстания Судан стал независимым теократическим государством, структура которого определялась Кораном. Его столицей стал Омдурман. Махдисты называли себя бедняками или дервишами (фукара). Воспевание дервишского аскетизма и послушания ассоциировалось с жесткой экономией и дисциплиной, необходимыми в военное время. Махди приказывал беречь лошадей, необходимых для кавалерии. На лошадях запрещалось перевозить грузы и даже ездить в мирное время, но запрет мотивировался кораническим требованием скромности и недопустимости роскоши. Женщинам запрещалось носить золотые украшения; все золото надлежало сдать в казначейство. Были ограничены брачный выкуп, расходы на погребение и пр. Вводилось единообразие в одежде: джубба, белые штаны, рубаха, тюрбан, сандалии. Запрещалось носить одежду турецкого и египетского типа, пить алкогольные напитки, курить табак, исполнять турецкую и египетскую музыку, использовать турецкий алфавит. Однако на многие технические новшества запрет не распространялся, поскольку признавалась их полезность для укрепления государства. От "турок" и европейцев остались артиллерия, способ изготовления пороха, кирпичей, чеканка монет и пр.

Еще в 1883 г. Махди объявил о конфискации всего имущества "турок" и христиан. Их земли, как и бывший государственный земельный фонд, были переданы в ведение казначейства и освобождены от налогов. Эти земли жаловались родственникам, приближенным, наиболее отличившимся воинам правителя; при халифе Абдаллахе - родственникам и соплеменникам последнего. На этих землях трудились крестьяне, получая участки на правах издольной аренды. Суданцы-землевладельцы, в том числе крупные феодалы, вожди племен и сельские общины, сохранили свои владения и привилегии; принадлежащие им земли они также сдавали в аренду крестьянам. Махди отверг предложение распределить всю землю между теми, кто ее обрабатывает, обязав их платить ренту непосредственно в казну.

Налоги с населения собирали уполномоченные, при Махди получавшие твердое жалованье (при "турках" они оставляли себе часть собранных налогов). В последние годы правления халифа Абдаллаха при сборе налогов отмечались злоупотребления.

судан египет султанат сеннарский

После победы восстания феодальный характер махдистско-го государства стал явным. Махдисты узаконили рабство

и работорговлю. Часть рабов, принадлежавших "туркам" и европейцам, сумела освободиться, но большинство остались у прежних хозяев. Халиф Абдаллах пополнял армию рабами. Для этого же южные племена обязывались платить дань людьми. Многие рабы, главным образом женщины, продавались на аукционах для пополнения государственной казны. Чтобы предотвратить сопротивление недовольных, махдисты разоружили бедуинов и землевладельцев под предлогом сбора оружия для армии.

Страницы: 1 2 3

Учет земель в годы Советской власти.
В результате революции 1917 года в России произошла смена социально-экономической формации, что повлекло за собой изменение всех законодательных актов. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет “О социализации земли” 1918 года, причем им была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользован ...

Триумф
Наконец, пришло время триумфа. В 1875 году французский химик Поль-Эмиль Лекок де Буабодран открыл в минерале вюртците - сульфиде цинка ZnS - предсказанный Менделеевым "экаалюминий" и назвал его в честь своей родины галлием Ga (латинское название Франции - "Галлия"). Он писал: "Я думаю, нет необходимости настаива ...

Процесс свертывания НЭПа
Процесс свертывания нэпа начался постепенно и вроде бы ничто его не предвещало. Экономическое развитие в 1924/1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономки стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в де ...