Исторические хроники » Особенности исторического и культурного развития Древнего Рима

Особенности исторического и культурного развития Древнего Рима
Страница 5

Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность - любовь к Богу - является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV веке н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. - после очередного поражения римлян от германский войск - последний император Ромул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.

Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейский ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Кооперация
На фоне скромных результатов земельной реформы впечатляюще выгладили данные, которые я увидела в книге П.М. Коловангина « Собственность на русскую землю», о развитии в тот же период кооперации, которая после революции 1905- 1907 гг. мощно развивались. К началу 1917 г. она охватывала от 16- 18 до 23-24 млн. человек. Вместе с семьями кооп ...

Экономическое положение и социально-психологический облик казачества. О месте казачества в социальной структуре российского общества XIX - начала XX вв.
Казачество с давних пор вызывает споры ученых. Ему давались самые разные определения, которые можно свести к 5 основным вариантам: 1. Согласно законам Российской империи казаки считались особым сословием наряду с крестьянами, дворянами, мещанами и т.д. Эта точка зрения нашла свое отражение во всех официальных документах, в большинстве ...

Архангельский собор
В 1505 на месте белокаменной Архангельской церкви 1333 года начинается строительство Архангельского собора, который затем стал великокняжеской, а позднее и царской усыпальницей. Зодчий Алевиз Новый придал облику храма черты классической архитектуры итальянского Возрождения, выраженной в совершенных пропорциях и формах ордерной архитекту ...