Исторические хроники » Культура России в ХIХ веке » Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы

Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы

Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. После 1861 г. Встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Яркой приметой 60-90-х годов был индустриальный прогресс, успехи техники, естественных и точных наук. В литературе и в искусстве на первое место вышел народ, его нужды и стремления.

После 1861 г. Новое боролось со старым в бытовом укладе, образе жизни всех слоев населения России. Массы русского народа продолжали жить дедовскими обычаями. Глава семейства полновластно решал дела детей. Деревенская община делила землю и раскладывала подати, помогала неимущим, следила за благочестием и нравственностью односельчан. Жизнь крестьянина определял особый мир вековых обычаев и представлений: в него входили былины и сказания, культура труда, цикл церковных, землевладельческих праздников с песнями и плясками.

Вместе с тем все больше крестьян соприкасалось с иными культурными укладами: уходило на заработки в город, попадало на фабрики, втягивалось в торговлю. Менялся и внешний облик крестьян: покупная одежда понемногу вытесняла домотканную. Все чаще в деревне можно было встретить газету и книгу.

Но куда разительнее были изменения в городском быту: на смену полусельским барским особнякам и домишкам обывателей шли многоэтажные доходные дома, индустриальные корпуса, рабочие казармы. Резко возрос тем жизни.

Новый уклад жизни раскрывал перед человеком широкие перспективы, укреплял самосознание, самостоятельность личности. Но были и теневые стороны: рост эгоизма и стяжательства, падение нравственных устоев. В деревне ослабло уважение к старшим, росли сутяжничество, пьянство, страсть к азартным играм, стремление обобрать односельчанина. Резко углубилась пропасть между богатыми и бедными. Не всем оказывалось под силу выдерживать жесткие условия пореформенной жизни: значительно выросло число самоубийств.

Архиерейские школы
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный рег­ламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ корен­ным образом ...

Чешская Матица
Палацкий снискал себе также заслуги в создании Матицы Чешской. Этому предшествовал составленный в 1829 г. план Палацкого по подготовке чешского энциклопедического научного словаря, редакционная коллегия которого (Юнгманн, Пресл и Палацкий) получила статус “Музейного Общества чешского языка и литературы”. Но когда оказалось, что издание ...

Реформы  петра  первого. Церковные  преобразования
Петр предпринимал коренные изменения в церковном и, главное, монастырском быте. Патриарх Адриан скончался 16 октября 1700 года. По заведённому порядку следовало избирать нового, но Петр рассчитал, что для его самодержавной власти неудобно допускать в церковном управлении существование такого сановника. Петр решился не иметь более патри ...