Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы
Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. После 1861 г. Встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Яркой приметой 60-90-х годов был индустриальный прогресс, успехи техники, естественных и точных наук. В литературе и в искусстве на первое место вышел народ, его нужды и стремления.
После 1861 г. Новое боролось со старым в бытовом укладе, образе жизни всех слоев населения России. Массы русского народа продолжали жить дедовскими обычаями. Глава семейства полновластно решал дела детей. Деревенская община делила землю и раскладывала подати, помогала неимущим, следила за благочестием и нравственностью односельчан. Жизнь крестьянина определял особый мир вековых обычаев и представлений: в него входили былины и сказания, культура труда, цикл церковных, землевладельческих праздников с песнями и плясками.
Вместе с тем все больше крестьян соприкасалось с иными культурными укладами: уходило на заработки в город, попадало на фабрики, втягивалось в торговлю. Менялся и внешний облик крестьян: покупная одежда понемногу вытесняла домотканную. Все чаще в деревне можно было встретить газету и книгу.
Но куда разительнее были изменения в городском быту: на смену полусельским барским особнякам и домишкам обывателей шли многоэтажные доходные дома, индустриальные корпуса, рабочие казармы. Резко возрос тем жизни.
Новый уклад жизни раскрывал перед человеком широкие перспективы, укреплял самосознание, самостоятельность личности. Но были и теневые стороны: рост эгоизма и стяжательства, падение нравственных устоев. В деревне ослабло уважение к старшим, росли сутяжничество, пьянство, страсть к азартным играм, стремление обобрать односельчанина. Резко углубилась пропасть между богатыми и бедными. Не всем оказывалось под силу выдерживать жесткие условия пореформенной жизни: значительно выросло число самоубийств.
Гарнизонные, адмиралтейские и
горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном госу ...
Первая мировая война
В последние десятилетия XIX в. и в первое десятилетие XX в. в мировом сообществе сложились две враждебные политические группировки империалистических государств, начавшие в 1914 г. мировую войну — Тройственный союз и Антанта. Германия, Австро-Венгрия и Италия, оформившиеся в Тройственный союз, и Англия. Франция и Россия, объединившиес ...
Назначение
Тяжелый авианесущий крейсер пр.1143.5 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания под ...