Исторические хроники » Культура России в ХIХ веке » Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы

Культура России второй половины ХIХ в.. Новое в духовной жизни. Быт и нравы

Освободительные реформы 60-70-х годов направили течение русской духовной жизни в новое русло; углубленные размышления 30-40-х годов сменились эпохой бурной практической деятельности. Важнейшими чертами культуры пореформенной России становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знания в массах. После 1861 г. Встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Яркой приметой 60-90-х годов был индустриальный прогресс, успехи техники, естественных и точных наук. В литературе и в искусстве на первое место вышел народ, его нужды и стремления.

После 1861 г. Новое боролось со старым в бытовом укладе, образе жизни всех слоев населения России. Массы русского народа продолжали жить дедовскими обычаями. Глава семейства полновластно решал дела детей. Деревенская община делила землю и раскладывала подати, помогала неимущим, следила за благочестием и нравственностью односельчан. Жизнь крестьянина определял особый мир вековых обычаев и представлений: в него входили былины и сказания, культура труда, цикл церковных, землевладельческих праздников с песнями и плясками.

Вместе с тем все больше крестьян соприкасалось с иными культурными укладами: уходило на заработки в город, попадало на фабрики, втягивалось в торговлю. Менялся и внешний облик крестьян: покупная одежда понемногу вытесняла домотканную. Все чаще в деревне можно было встретить газету и книгу.

Но куда разительнее были изменения в городском быту: на смену полусельским барским особнякам и домишкам обывателей шли многоэтажные доходные дома, индустриальные корпуса, рабочие казармы. Резко возрос тем жизни.

Новый уклад жизни раскрывал перед человеком широкие перспективы, укреплял самосознание, самостоятельность личности. Но были и теневые стороны: рост эгоизма и стяжательства, падение нравственных устоев. В деревне ослабло уважение к старшим, росли сутяжничество, пьянство, страсть к азартным играм, стремление обобрать односельчанина. Резко углубилась пропасть между богатыми и бедными. Не всем оказывалось под силу выдерживать жесткие условия пореформенной жизни: значительно выросло число самоубийств.

Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры ...

Государство махдистов (1885-1898)
В обстановке социальной нестабильности и возбуждения, подогреваемого известиями о событиях в Египте, где усилилось национальное движение, и ожидания хиджры (1882 г.), в августе 1881 г., в дни Рамадана, на острове Аба (Белый Нил) выступил с проповедью шериф (т.е. потомок пророка Мухаммеда) Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах. Он объявил себя Мах ...

Суд над Унгерном
24 августа Шумяцкий послал телеграмму Чичерину с сообщением о пленении Унгерна. «Таков итог, подчеркивал он, - нашего сотрудничества с красными монголами, несомненно, героизма наших войск, умелого командования»[289]. 26 августа Ленин посылает телефонограмму в Политбюро ЦК РКП(б): «Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) о предании суду Унгер ...