Исторические хроники » Адмирал Советского Союза Кузнецов Н.Г. Курсом к победе » История создания крейсера

История создания крейсера

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) пр.1143.5 разработан Невским проектно-конструкторском бюро на основе пр.1143.4 ("Баку", позднее Адмирал Горшков) с использованием опыта создания кораблей пр.1153 и 1160. Эскизное проектирование начато в 1977 г., завершено в июле 1980 г. и окончательно проект утвержден в мае 1982 г. Главными конструкторами при проектировании и строительстве корабля были О.П. Ефимов (1977 г.), А.Б. Морин (лето 1979 г.), В.Ф. Аникеев (декабрь 1979 г.), П.А. Соколов (1986 г.) и Л.В. Белов (1989 г.). Изначально проектом предусматривалась установка на корабле паровой катапульты, позднее проект был переработан под трамплин. Строительство ТАВКР ("Рига", заводской №105) начато 1.09.1982 г. на Черноморском судостроительном заводе №444 (г. Николаев), 26.07.1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, 26.11.1982 г. переименован в "Леонид Брежнев", 6.12.1985 г. спущен на воду, 11.08.1987 г. переименован в Тбилиси, а 4.10.1990 г. - в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Вступил в строй 2512.1990 г., а 20.01.1991 г. вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. Доводочные работы продолжались до 6.05.1991 г. От ТАВКР "Адмирал Горшков" пр.1143.4 отличался большим водоизмещением (58500 т. против 40000 т.) и меньшей скоростью (30 узлов против 32 узлов).

Тяжелый авианесущий крейсер для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота и решения других задач.

На крейсере планировалось разместить около 50 единиц самолетов типа Су-33 (основной), МиГ-29K, Су-27К, Су-25, Су-25УТГ, вертолетов типа Ка-27 (Ка-28, Ка-29, Ка-32), а также специально построенных двух самолетов РЭБ ДРЛОУ - модифицированный транспортный самолет с двойными турбинами Ан-72 (Madcap) и Як-44 с двойным турбовинтовым двигателем (внешне напоминал E-2 “Хокай”). На ТАВКР были испытаны истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-24, Су-25 и Су-27. Самолеты для ТАВКР пр.1143.5 дорабатывались на наземном испытательно-тренировочном комплексе авиации (НИТКА, аэродром Ново-Фёдоровка, г. Саки, Крым) со стальным лётным полем в виде корабельной палубы.

Первая посадка самолета на палубу ТАВКР пр.1143.5 ("Тбилиси") произведена 1.11.1989 г. (истребитель Су-27К, лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О. Аубакиров). В августе 1990 г. начались государственные испытания, в ходе которых корабль прошел 16200 миль с выполнением 454 полётов самолётов. В декабре 1991 г. крейсер совершил переход вокруг Европы на Северный флот, где был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево. Полеты 279 иап (командир Герой РФ Т.А. Апакидзе) с палубы ТАВКР были освоены в 1994 г.

В последующие годы крейсер участвовал в походах в Средиземное море (22.03.1996 г., с 15 самолётами и 11 вертолётами на борту, пройдено 14156 миль, выполнено 524 полёта самолётами и 996 вертолётами), в дружественных визитах в Тартус (Сирия, 29.01-02.02.1996 г.) и Ла-Валетту (Мальта, 17-18.02.1996 г.). После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа 1998 г. обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в октябре 1999 г. - лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 г. прошёл ремонт на СРЗ-35, а 27.09-24.10.2004 г. участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике.

Суд над Унгерном
24 августа Шумяцкий послал телеграмму Чичерину с сообщением о пленении Унгерна. «Таков итог, подчеркивал он, - нашего сотрудничества с красными монголами, несомненно, героизма наших войск, умелого командования»[289]. 26 августа Ленин посылает телефонограмму в Политбюро ЦК РКП(б): «Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) о предании суду Унгер ...

Дорога Жизни
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу. Наступил ноябрь ...

Процесс борьбы за образование государства Югославия в годы Первой мировой войны
В Австро-Венгрии стада назревать непосредственная революционная ситуация. Для правящих кругов самым страшным было то, что начала разваливаться опора монархи — армия. В октябре 1918 r, из неё дезертировало около 250 тыс. солдат. В ряде воинских соединений вспыхнули восстания. 14—15 сентября войска Антанты прорвали Салоникский фронт. Всл ...