Исторические хроники » Царский Рим » Духовная жизнь и культура римского общества

Духовная жизнь и культура римского общества
Страница 2

На эту примитивную религию римлян рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племен, особенно этрусков. От последних римлянами были заимствованы бог Сатурн, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица — Юпитер (первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства), Юнона и Минерва. Этим богам был выстроен храм на Капитолии. Отсюда произошло название «капитолийская триада».

Патрицианской троице была противопоставлена плебейская троица — богиня злаков Церера, бог виноградников Либер, а также Либера. В честь этой троицы в 493 г. до н. э. был выстроен храм, который стал центром плебеев.

После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков римляне также позаимствовали гадания — по полету птиц, удару молнии, печени жертвенных животных. Гадания осуществлялись жрецами — авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы также был принят от этрусков. До знакомства с этим обычаем римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари.

По некоторым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и римских героев. Через Этрурию пришла в Рим легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших его царях.

Общеиталийскими божествами, почитаемыми и в Риме, были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы, которые ведали вопросами войны и мира, а также фламины — жрецы Юпитера, Марса, Квирина и других богов.

В царский период верховным жрецом был царь. Затем надзор за отправлением культов осуществлялся коллегией понтификов во главе с верховным понтификом. Некоторые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники — Минерву, торговцы — Меркурия, храм которого был выстроен в 495 г. до н. э. Рабы больше всего поклонялись ларам, Диане и Фортуне, на алтаре которой искали защиты от гнева господ, а также Феронии.

По мере сближения с греческим миром в государственный пантеон стали включаться и греческие боги, например бог врачевания Эскулап, Аполлон и получивший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл). Римские боги начали отождествляться с греческими. Они изображались по греческим образцам, к ним приурочивались сказания греческой мифологии. Проникли в Рим и греческие формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, которые устраивались во время празднеств, а также зрелища — игры.

Искусство Рима представляло собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни, поэтому ведущее место в Риме заняли архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, отличающийся интересом к конкретной личности, а также исторический рельеф, который обстоятельно повествует о деяниях граждан и правителей.

Реализм в древнеримском искусстве преобладал над вымыслом, а повествовательное начало — над философским обобщением. Кроме того, в Риме произошло четкое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоеванных областях.

Особенно велико было значение архитектуры, которая сочетала идеологические функции с организацией общественного быта. В римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приемов, которые позволяли зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.

Распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII — IV в. до н. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.

У этрусков римляне заимствовали высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (например, храм Юпитера Капитолийского в Риме, который был освящен в 509 г. до н. э.) — трехчастная целла, подий, акцентрировка главного фасада портиком и лестницей — впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры.

Страницы: 1 2 

Городская реформа
Назревала давно, 1785 – жалованная грамота городам – самоуправление (Екатерина II), где шестигласная дума, глава думы, но она никогда не исполнялась; выборов в городскую управу не было (назначал губернатор). Городская управа не имела своих доходов, все зависело от министерств. Лишь Петербург, Вильно, Одесса похожи на города, где каменн ...

Крестьянский вопрос во взглядах западников
Крестьянская проблема волновала в XIX веке не только славянофилов, но и западников. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократи ...

Нытва в годы войны
Я живу в небольшом городе Нытва Пермского края, находящемся в 70 км от краевого центра – г. Пермь. 22 июня 1941 г. в 14 часов 15 минут по радио прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии на СССР. На площади рабочего поселка Нытва самопроизвольно возник митинг, в котором приняли участие более 1000 жителей. Секретарь РК ВКП(б) В ...