Исторические хроники » Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия » История праздника славянской письменности

История праздника славянской письменности

Имена великих просветителей славянских народов благоговейно чтутся в России, Болгарии, Сербии и других странах. В 1862 году русская общественность впервые отметила день памяти святых Кирилла и Мефодия как общенациональный праздник.

Традиция празднования в честь словенских Первоучителей была надолго прервана трагическими событиями начала ХХ века. Лишь в 1985 году, день 24 мая был официально объявлен в нашей стране праздником славянской письменности и культуры.

30 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры, в которых совместно участвует Русская Православная Церковь и светские организации. В мае того же года по 40 областям России был совершен «Славянский ход», во время которого проводились многочисленные выставки и фестивали народного творчества. Весной 1992 года в Москве состоялось открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора В. Клыкова.

"На протяжении десятилетий, когда имена равноапостольным Кириллу и Мефодию были почти забыты в нашем Отечестве, Церковь всегда совершала им память, чтила их как просветителей славянских народов, оставивших нам славянскую азбуку, славянский алфавит и на этой основе возникла у славянских народов богатая письменность и культура.

Мы рады, что в нашу новую Россию, в нашу жизнь вернулся праздник, посвященный славянской письменности и культуре. Дай Бог, чтобы мы были всегда людьми, которые помнят своих великих предшественников, просветивших нас, чтобы славянские народы были едины и помнили о своей богатой духовной культуре и письменности, которые должны передаваться из рода в род, из поколения в поколение." ( "Православный вестник".)

[1] у православных церковных память первого - 14 февраля, второго - 6 апреля, обоих - 11 мая

[2] Меттерних - один из организаторов Священного союза.

[3] ИКОНОБОРЧЕСТВО, религ. движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., к-рое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против И. выступил Иоанн Дамаскин. Торжеств. восстановление в 843 иконопочитания празднуется Вост. церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). И. было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в (Нидерланды, Германия, Франция); в результате И. были уничтожены тысячи памятников иск-ва (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

[4] см. Приложение

[5] см Приложение

[6] см. Приложение

[7] см. Приложение

[8] КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. contaminatio - соприкосновение, смешение),

1) взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаще всего слов или словосочетаний), приводящее к возникновению, не всегда закономерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; напр., К. словосочетаний "играть роль", "иметь значение" приводит к неправильному выражению "играть значение".

2) Текстологич. прием, соединение текстов разных редакций одного произв. (напр., нек-рых произв. др.-рус. лит-ры).

[9] см. Приложение

[10] см. Приложение

[11] см. Приложение

Искусство
Еще до введения христианства на Руси в Киеве существовали христианские храмы, однако их внешний вид неизвестен. Точно также нам неизвестно, как выглядела знаменитая Десятинная церковь, построенная в столице в 989-996 годы князем Владимиром. Она была уничтожена при взятии Киева монголами, и до нашего времени дошел только ее фундамент, об ...

Ввод частей Красной Армии и НРА ДВР в Халху
Вооруженное нападение Азиатской конной дивизии на Советскую Россию и ДВР явилось основательным предлогом для Москвы и Читы ввести свои войска во Внешнюю Монголию, чтобы очистить ее от всех русских белогвардейских отрядов и в первую очередь от войск Унгерна. Гражданская война в России еще не окончилась.[233] Враг Советской России Унгерн ...

Соборы соловецкого монастыря
Преображенский собор . Соловецкая обитель справедливо считает Преображенский собор замечательным памятником благочестия предков. Малая деревянная церковь в честь Преображения Господня, построенная преподобным Зосимою, сгорела от молнии в 1538 г. Хотя после этого пожара возобновление обители и составляло главную заботу игумена Алексея Юр ...