Исторические хроники » Культура и быт Киевской Руси » Культура народных масс. Язычество

Культура народных масс. Язычество
Страница 1

В каждом классовом обществе следует разли­чать культуру трудящихся и культуру господ­ствующего класса. Применительно к Древней Руси это культура деревни и культура городов и замков. Сохранность элементов культуры в обоих случаях различна — городская, княжеско-боярская культура известна нам значи­тельно лучше, чем деревенская.

Однако знание народной культуры очень важно. Археология знакомит нас с матери­альной культурой древнерусской деревни, с ее хозяйством и бытом, а также с погребальны­ми обрядами (подтверждая слова летописи о погребальных кострах), долгое время сохра­нявшими языческий характер. Для получения более полного представления о народных обычаях, песнях, хороводах, вышивках и пр. применяется метод экстраполяции, заключа­ющийся в следующем: если какое-либо явле­ние возникло задолго до Киевской Руси и до­жило до

XIX—XX вв., то независимо от того, отразилось оно в источниках эпохи Киевской Руси или не отразилось, мы имеем право распространить, эстраполировать его и на Киевскую Русь.

Неисчерпаемые богатства народной куль­туры собраны и изучены этнографами в

XIX—XX вв.: сказки, былины, песни, заго­воры, пословицы, загадки, языческие обряды (частично переродившиеся в детские игры), красочные наряды и головные уборы, выши­тые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор, множество напевов и танцевальных мелодий. Историко-культур­ный анализ этих сокровищ народной культу­ры показал, что многие их элементы весьма архаичны и сохраняют (иногда уже бессозна­тельно) черты мировоззрения древних славян языческой поры, сложившегося задолго до Киевской Руси. Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в ка­менном веке (медвежий праздник "комоедицы") или эпоху подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах-набожниках мы находим чрезвычайно архаичный облик языческих богинь — рожаниц — и Макоши, богини урожая и блага вообще. Метод экстраполяции должен быть применен и к языку: все то, что в современных русских, белорусских и украинских говорах восходит к древнему общеславянскому языку, сложившемуся за две-три тысячи лет до Киевской Руси, все это характеризует язык, а следовательно, и культуру самой Киевский Руси. Применив этот метод, мы получим дополнение к языку литературных произведе­ний народный лексикон, отразивший хозяй­ство, быт, военное дело, семейные отноше­ния, представления об окружающей природе (названия различных видов ландшафтов, трав, цветов, деревьев, зверей, птиц), о при­родных явлениях и т.д.

Сумма данных, полученных методом осторожной, научно обоснованной экстрапо­ляции, очень важна, ибо свидетельствует о достаточно высоком уровне русской народной культуры, на основе которой создавалась и культура феодальных верхов Киевской Руси.

Картина мира тогдашнего славянина основывалась на геоцентрическом восприятии Вселенной: Земля неподвижна, а планеты и звезды вращаются вокруг нее; ночью Солнце проплывает по предполагаемому подземному океану. В языческих верованиях объединились представления различных этапов первобыт­ности. В одном из поучений XII в., напра­вленных против язычества, так описана исто­рия верований: в древности люди верили в то, что миром управляют безликие злые и доб­рые силы (вампиры и «берегины»), которых следует задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц — двух богинь плодовитости и плодородия, а еще позже — вера в верховное божество не­ба и Вселенной — в Рода, от которого зависит жизнь и благополучие всего живо­го в природе. Рода приравнивали к египет­скому Озирису, библейскому Ваалу, и хрис­тианскому богу-творцу: вера в него (Рода), вызывавшая гнев церковников, держалась до XIV — XV вв.

Последним этапом язычества в поучении считалась вера в Перуна- громовержца (княжеско-дружинный культ воинственного бога грозы). Схема поучения близка к истине. Очень важно отметить, что во время его написания все виды верований, возникшие на протяжении многих тысячелетий, сосуще­ствовали у современников этого поучения, они прослеживаются в пережитках у русского крестьянства

Страницы: 1 2

Необходимость преобразований русского языка
Новый русский литературный язык, формировавшийся в годы правления Петра I, был призван обслуживать непрерывно возраставшие потребности государства, развивающиеся науки и техники, культуры и искусства. Так, новое административное устройство, преобразование Московского государства в Российскую империю, вызвало к жизни наименования множест ...

Общая оценка деятельности Кирилла и Мефодия
Известные нам произведения преславских книжников написаны так называемой кириллицей. Академик Б.А. Рыбаков в 1963 г. лаконично и четко охарактеризовал значение деятельности “великих славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия”: “Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, отправившись с братом в 86 ...

Начало и причины войны союзнической войны(220-217 гг. до Р. Х.)
В 220 г. Филипп прибыл в Коринф, где был собран совет, на котором союзники Македонии высказали все недовольства против этолян. Беотяне сетовали на то, что этоляне в мирное время осквернили храм Афины Итонии, фокидяне – что они же пошли войною на Амбрис и Давлий и покушались взять эти города, эпироты – что разгромили их область; акарнаны ...