Культура народных масс. ЯзычествоСтраница 1
В каждом классовом обществе следует различать культуру трудящихся и культуру господствующего класса. Применительно к Древней Руси это культура деревни и культура городов и замков. Сохранность элементов культуры в обоих случаях различна — городская, княжеско-боярская культура известна нам значительно лучше, чем деревенская.
Однако знание народной культуры очень важно. Археология знакомит нас с материальной культурой древнерусской деревни, с ее хозяйством и бытом, а также с погребальными обрядами (подтверждая слова летописи о погребальных кострах), долгое время сохранявшими языческий характер. Для получения более полного представления о народных обычаях, песнях, хороводах, вышивках и пр. применяется метод экстраполяции, заключающийся в следующем: если какое-либо явление возникло задолго до Киевской Руси и дожило до
XIX—XX вв., то независимо от того, отразилось оно в источниках эпохи Киевской Руси или не отразилось, мы имеем право распространить, эстраполировать его и на Киевскую Русь.
Неисчерпаемые богатства народной культуры собраны и изучены этнографами в
XIX—XX вв.: сказки, былины, песни, заговоры, пословицы, загадки, языческие обряды (частично переродившиеся в детские игры), красочные наряды и головные уборы, вышитые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор, множество напевов и танцевальных мелодий. Историко-культурный анализ этих сокровищ народной культуры показал, что многие их элементы весьма архаичны и сохраняют (иногда уже бессознательно) черты мировоззрения древних славян языческой поры, сложившегося задолго до Киевской Руси. Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в каменном веке (медвежий праздник "комоедицы") или эпоху подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах-набожниках мы находим чрезвычайно архаичный облик языческих богинь — рожаниц — и Макоши, богини урожая и блага вообще. Метод экстраполяции должен быть применен и к языку: все то, что в современных русских, белорусских и украинских говорах восходит к древнему общеславянскому языку, сложившемуся за две-три тысячи лет до Киевской Руси, все это характеризует язык, а следовательно, и культуру самой Киевский Руси. Применив этот метод, мы получим дополнение к языку литературных произведений народный лексикон, отразивший хозяйство, быт, военное дело, семейные отношения, представления об окружающей природе (названия различных видов ландшафтов, трав, цветов, деревьев, зверей, птиц), о природных явлениях и т.д.
Сумма данных, полученных методом осторожной, научно обоснованной экстраполяции, очень важна, ибо свидетельствует о достаточно высоком уровне русской народной культуры, на основе которой создавалась и культура феодальных верхов Киевской Руси.
Картина мира тогдашнего славянина основывалась на геоцентрическом восприятии Вселенной: Земля неподвижна, а планеты и звезды вращаются вокруг нее; ночью Солнце проплывает по предполагаемому подземному океану. В языческих верованиях объединились представления различных этапов первобытности. В одном из поучений XII в., направленных против язычества, так описана история верований: в древности люди верили в то, что миром управляют безликие злые и добрые силы (вампиры и «берегины»), которых следует задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц — двух богинь плодовитости и плодородия, а еще позже — вера в верховное божество неба и Вселенной — в Рода, от которого зависит жизнь и благополучие всего живого в природе. Рода приравнивали к египетскому Озирису, библейскому Ваалу, и христианскому богу-творцу: вера в него (Рода), вызывавшая гнев церковников, держалась до XIV — XV вв.
Последним этапом язычества в поучении считалась вера в Перуна- громовержца (княжеско-дружинный культ воинственного бога грозы). Схема поучения близка к истине. Очень важно отметить, что во время его написания все виды верований, возникшие на протяжении многих тысячелетий, сосуществовали у современников этого поучения, они прослеживаются в пережитках у русского крестьянства
Реформы в области просвещения.
Н
ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная пр ...
Второй Всероссийский съезд Советов, его решения и
значение
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, состоялся 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 в Смольном в Петрограде, сыграл всемирно-историческую роль и открыл эру социалистической революции. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих ...
Революция 1917 года
Первая мировая война (1914 - 1918 гг.), в которой Россия не могла не участвовать, обрекли широкие слои населения, особенно в деревне, на крайние бедствия, отчаяние и озлобление… 1917 г. становился неотвратимым.
К общим тяготам войны, падавшим в крестьянской стране на плечи именно крестьянского населения, добавился продовольственный кри ...