Исторические хроники » Культура и быт Киевской Руси » Культура народных масс. Язычество

Культура народных масс. Язычество
Страница 2

XIX в. Кроме верховных божеств, верили в леших, водяных, домовых (кутный бог) и русалок; считалось, что последние помогают орошать нивы. Важным богом был Велес (Волос), древнее божество зверей, скота и богатства.

Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Прине­сение жертв было как бы совместной трапе­зой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру. Существовал устойчивый календарь годовых языческих аграрных в основе молений. В но­вогодние «святки» (с 25 декабря по 6 января) молились всем богам, устраивали пиры, маскарады (рядились в звериные шкуры), гадали о предстоящем годе и заклинали судьбу сделать год счастливым и урожайным. Девушки гадали о своих женихах.

Весною в день равноденствия справляли праздник солнца (бога Хорса), пекли в его честь блины, скатывали с гор горящие колеса, праздновали пробуждение медведя от зимней спячки. Ряд обрядов сопровождал пахоту и сев.

Во время созревания хлебов происходили «зеленые святки», прославление раститель­ной силы («Ярило») и моления к русалкам о дожде. Главным летним праздником был день Купалы (24 июня), когда разжигали большие костры и прыгали через них. 20 июля приносили кровавые жертвы Перуну, чтобы грозы не побили почти созревшие хлеба. Осенью было несколько праздников урожая, из них важнейших два — один после уборки снопов с поля (15 августа) и другой после обмолота, когда были закончены все работы (8 сентября); это были праздники в честь Макоши и рожаниц. Языческие праздники отмечались хороводами, песнями, общими пиршествами. Праздничная одежда была ще­дро украшена цветной вышивкой с различны­ми, архаичными, символическими узорами. В зимнее время, когда женщины пряли лен и шерсть, в деревнях устраивались «посиде­лки», «беседы», во время которых пелись песни, рассказывались сказки, передавались древние сказания, молодежь соревновалась в разгадывании загадок.

Важным разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузне­цах, о начале пашенного земледелия (I тыся­челетие до н.э.), о давних битвах со степны­ми кочевниками, олицетворенными в обра­зе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

До времен феодальной раздробленности дожили народные сказания о реальных исто­рических событиях II—VI вв. н.э. Автор «Слова о полку Игореве» упоминает о «веках трояних» (время расцвета славянской жизни во II—IV вв. н.э.), о «времени Бусовом» (по­ражение славян в битве с готами около 375 г.) и о движении славян на Балканы в VI в. н.э., когда путь славян-колонистов лежал «в тропу Траяню» — к низовьям Дуная, где стоял грандиозный сорокаметровый памятник рим­скому императору Траяну («Тропеум Траяни»).

На основе народной культуры у славян в процессе сложения государственности начи­нает складываться культура княжеско-боярских верхов. Меняются внешний быт, пос­тройки, одежда, оружие. Ежегодные экспеди­ции киевских князей в наиболее развитые страны тогдашнего мира — в Византию, в Халифат (Багдад, Балх, Рей) — знакомили русских людей с укладом жизни, достижения­ми в развитии ремесла, роскошью Востока; многое из утвари, оружия и тканей князья покупали и привозили домой.

Страницы: 1 2 

Усмирение Минского Князя  и Новгородцев.
В 1116 – 1123 годы Владимир, одолевая внешний не­приятелей, пытался усмирить и внутренних. Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захваты­вал людей между Припятью и Двиною; за то сын Мономаха, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей и новый городок, основанный специально для них. Сам Великий Князь, соединясь ...

Система управления, социально-экономическая и религиозная политика Римской империи в период принципата. Система управления Римской империи в период принципата
Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности. Веллей Патеркул в «Римской истории» восхищается решениями принятыми Августом: «…восстановлен мир, ...

Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы
Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что "народ царем обманут". С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недов ...