Культура народных масс. ЯзычествоСтраница 2
XIX в. Кроме верховных божеств, верили в леших, водяных, домовых (кутный бог) и русалок; считалось, что последние помогают орошать нивы. Важным богом был Велес (Волос), древнее божество зверей, скота и богатства.
Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Принесение жертв было как бы совместной трапезой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру. Существовал устойчивый календарь годовых языческих аграрных в основе молений. В новогодние «святки» (с 25 декабря по 6 января) молились всем богам, устраивали пиры, маскарады (рядились в звериные шкуры), гадали о предстоящем годе и заклинали судьбу сделать год счастливым и урожайным. Девушки гадали о своих женихах.
Весною в день равноденствия справляли праздник солнца (бога Хорса), пекли в его честь блины, скатывали с гор горящие колеса, праздновали пробуждение медведя от зимней спячки. Ряд обрядов сопровождал пахоту и сев.
Во время созревания хлебов происходили «зеленые святки», прославление растительной силы («Ярило») и моления к русалкам о дожде. Главным летним праздником был день Купалы (24 июня), когда разжигали большие костры и прыгали через них. 20 июля приносили кровавые жертвы Перуну, чтобы грозы не побили почти созревшие хлеба. Осенью было несколько праздников урожая, из них важнейших два — один после уборки снопов с поля (15 августа) и другой после обмолота, когда были закончены все работы (8 сентября); это были праздники в честь Макоши и рожаниц. Языческие праздники отмечались хороводами, песнями, общими пиршествами. Праздничная одежда была щедро украшена цветной вышивкой с различными, архаичными, символическими узорами. В зимнее время, когда женщины пряли лен и шерсть, в деревнях устраивались «посиделки», «беседы», во время которых пелись песни, рассказывались сказки, передавались древние сказания, молодежь соревновалась в разгадывании загадок.
Важным разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия (I тысячелетие до н.э.), о давних битвах со степными кочевниками, олицетворенными в образе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.
До времен феодальной раздробленности дожили народные сказания о реальных исторических событиях II—VI вв. н.э. Автор «Слова о полку Игореве» упоминает о «веках трояних» (время расцвета славянской жизни во II—IV вв. н.э.), о «времени Бусовом» (поражение славян в битве с готами около 375 г.) и о движении славян на Балканы в VI в. н.э., когда путь славян-колонистов лежал «в тропу Траяню» — к низовьям Дуная, где стоял грандиозный сорокаметровый памятник римскому императору Траяну («Тропеум Траяни»).
На основе народной культуры у славян в процессе сложения государственности начинает складываться культура княжеско-боярских верхов. Меняются внешний быт, постройки, одежда, оружие. Ежегодные экспедиции киевских князей в наиболее развитые страны тогдашнего мира — в Византию, в Халифат (Багдад, Балх, Рей) — знакомили русских людей с укладом жизни, достижениями в развитии ремесла, роскошью Востока; многое из утвари, оружия и тканей князья покупали и привозили домой.
Биография Мордвинова Н.С.
Николай Мордвинов родился 28 (17) апреля 1754 г. в селе Покровском Новгородской губернии в семье писателя-мариниста адмирала Семена Ивановича Мордвинова (1701-1777). В семье было одиннадцать детей - трое умерли малолетними, остались пять сыновей и три дочери. С малолетства Николай учился дома, у родителей, и брал уроки французского язык ...
Общество соединенных славян
В конце лета 1825 г. члены Южного общества охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной новостью о существовании другой тайной организации - Общества соединенных славян.
Оно имело собственную историю, возникшее 1818 г. основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии юнкером Петром Борисовым и его бр ...
Рабочее движение
В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло.
В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собс ...