Исторические хроники » Англия » Возвышение исполнительной власти.

Возвышение исполнительной власти.

Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств.

Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручить всю полноту законодательной власти и контроль над исполнительной. Реформа 1867 г. предоставляла возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии.

Кроме того, медлительность английского парламента не отвечала бурной экономической и общественной жизни конца XIX в. Расширяющиеся и умножающиеся задачи государственного управления требовали быстрых решений, чего не мог обеспечить парламент. Изменение порядка парламентского делопроизводства было попыткой приспособить старую парламентскую машину к новым условиям.

В 1887 г. было введено правило закрытия прений, что свело на нет одну из важнейших парламентских вольностей. Теперь любой депутат в любой момент мог внести предложение о постановке дебатируемого вопроса на голосование. В случае отсутствия возражений со стороны спикера предложение голосовалось и считалось принятым, если за него высказалось большинство присутствующих депутатов, но не менее ста. Появились и другие способы прекращения прений. Это так называемая «гильотина», сущность которой заключается в том, что палата заранее назначала день и час, когда спорный вопрос должен быть поставлен на голосование. В 1909 г. спикеру было предоставлено право выбирать по собственному усмотрению те поправки, которые подлежат обсуждению, и отводить остальные (такой метод получил название «кенгуру-гильотина»).

В результате этих нововведений парламентская дискуссия почти перестала существовать, а оппозиция могла быть в любую минуту приведена к молчанию. С 80-х г. XIX в. не менее девяти десятых времени заседаний палаты общин отводилось на обсуждение биллей, исходящих от правительства. В результате законодательная инициатива оппозиции оказалась близкой к нулю. Но ограничение коснулись не только оппозиции, депутаты большинства также оказались ограниченными в своей возможности обсуждать деятельность кабинета министров.

Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, т.е. кабинета министров. По отношению к правящей партии кабинет – это центр, которому обязан повиноваться каждый член партии. Кабинет министров все более укреплялся в роли действительного законодателя, который, кроме того, осуществлял руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма – правило ответственности кабинета – потеряло свое значение. Парламент уступил свое ведущее место в политической системе кабинету министров.

Значение обретения письменности народами Юго-Восточной Европы
Обретение славянскими народами письменности имело такое же историческое и геополитическое значение, как и открытие Америки или создание в ХIХ столетии пятью европейскими державами после победы над Наполеоном «Системы Меттерниха». [2] Первым на это обратил внимание Сергей Михайлович Соловьев в своей знаменитой «Истории России с древней ...

Проект Конституции
В апреле 1918 года по рекомендации ЦК РКП (б) была образована конституционная комиссия ВЦИК во главе с Я.М. Свердловым, которая разработала проект "Общие положения Конституции РСФСР". Для окончательной подготовки проекта конституции была создана комиссия ЦК РКП (б) под предводительством В.И. Ленина. Комиссия ЦК РКП (б), приняв ...

Армия и флот
При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплек ...