Быт и нравы древних народов УкраиныСтраница 2
С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун - бог войны и грозы - становится главным богом славян. Священными считались домашний очаг или печь как символ семьи. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов, которые еще не приняли "человекообразный" характер. В лесах "жили" лешие, в реках водяные, души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Другой круг веровавших относился к почтению умерших предков рода (щур), который признавался покровителем рода. С ослаблением рода, усилением роли семьи верили в дедушку домового, покровителя двора, помогающего или вредящего хозяйственному благосостоянию семьи. Широко был распространен обычай сожжения покойников с возведением над погребальным костром земляных насыпей - курганов. Иногда кости сожженного складывали в сосуд и ставили на придорожном столбе. Это был межевой знак и считалось, что он охраняет границы родового поля или дедовской усадьбы.
Сближению родов, кроме развития торговли, хозяйственной деятельности, расселения, способствовали браки. При многоженстве существовало умыкание - низшая форма брака, после умыкания отношения восстанавливались венцом (выкупом). Выкуп перерос в продажу невесты. Акт насилия заменился сделкой, сопровождавшейся хождением зятя по невесту. Существовала и другая форма - привод невесты к жениху (отсюда - брать замуж и выдавать замуж). Приданое невесты - это правовое, имущественное отношение дочери к имуществу семьи. Семейное имущество делилось только между сыновьями, но они должны были выдать сестру замуж.
О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скудными данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней сохранилось очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден клад из вещей VI-VIII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц, змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени. В VII-VIII вв. у восточных славян усиливается общественное разложение. Военный союз, возникший на Карпатах, распался на племена, племена разложились на роды, роды - на дворы, семьи. Но затем под воздействием объективных условий начался обратный процесс объединения, связующим элементом уже было не родство, а экономические интересы. Торговля стянула одинокие дворы в сельские торговые погосты, потом в большие торговые города.
От Руси до России
Больше всего внимания Гумилев уделил, как ни парадоксально это звучит, истории России. Ее судьбе были посвящены размышления ученого, и даже на тех страницах, где нет ни слова упоминания о ней. Реабилитации исторической преемственности русской цивилизации и русского этноса он посвятил всю жизнь.
Его как историка этнических процессов вле ...
Реформы Н.С. Хрущева и их значение
Начавшиеся после смерти Сталина реформы в экономике были вынуждены и неизбежны. Их параметры и основные задачи были фактически определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись, прежде всего, внешним вызовом: необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом. К началу 50- ...
Казачество Западной Сибири
В присоединении Сибири к России в XVII в. огромную роль сыграли казаки-землепроходцы. В XVIII—XIX вв. основная тяжесть присоединения и охраны новых земель снова легла на плечи сибирских казаков. Им приходилось покорять и облагать ясаком народы северо-востока Сибири, защищать сибирскую границу от набегов кочевников. В основном из казаков ...