Исторические хроники » Быт народа Украины » Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине

Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине
Страница 1

Тема народа и его обычаев, жизненного уклада широко представлена в прозе, поэзии и драме того времени.

В связи с этим хочется отметить подлинных певцов народной жизни – это Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Гулак-Артемовский, Квитка-Основьяненко и многие другие.

Культурное развитие украинского народа в XVIII веке продвинулось далеко вперёд. Несмотря на то, что крепостнические отношения в стране представляли собой серьезное препятствие для развития просвещения, науки и искусства, XVIII веке на Украине явился периодом культурного подъема.

Воссоединение Украины с Россией содействовало дальнейшему сближению двух братских народов и все возраставшему влиянию передовой русской культуры на украинскую.

Возникли новые жанры (в том числе стихотворная сатира на социальные темы), развивались элементы реализма. Старая церковная литература перестала играть главную роль и в течение ХVIII в. школьная драма постепенно отходила от узко-церковной тематики.

Значительную популярность получила драма неизвестного автора “Милость божия Украину . чрез Богдана Зиновия Хмельницкого . свободившая . ” (1723 г). Ее сюжетом явились события освободительной войны 1648-1654 гг. и деятельность Богдана Хмельницкого. В драме показана торжественная встреча Хмельницкого населением Киева в конце 1648 г. Для автора драмы характерны глубоко патриотическое настроение, любовь к героической истории своего народа. В этой драме, а также в более поздней - “Воскресение мертвых” Г. Конисского (1747 г) нашли отражение социальные моменты: захваты старшиной казацких, а крестьянских земель, насилия старшинской администрации.

Социальные мотивы звучали и в интермедиях, которые продолжали ставиться в антрактах театральных представлений. В них показывались столкновения между шляхтичами и крестьянами, изображались запорожцы, вместе с крестьянами изгоняющие помещиков, польских панов и арендаторов. Народный характер интермедий, их реализм и юмор оказали большое влияние на другие жанры украинской литературы.

Народное творчество XVIII в. - ценнейший памятник украинской культуры; оно отразило тяжелое положение народных масс, находившихся под гнетом феодалов, их стремление свергнуть власть угнетателей, их призывы к борьбе.

Фольклор XVIII в. получил наиболее полное выражение прежде всего в исторических и лирических песнях их авторы в большинстве своем неизвестны. Только некоторые песни связываются с определенными именами, но и то не вполне достоверно. Главным творцом того фольклорного наследия были представители трудового народа.

Крестьянские песни отразили глубину социальных противоречий. В то время как дворянская литература стремилась показать крестьянство “поющим и приплясывающим”, народное творчество изображало насилие помещиков, управителей, голод и нищету. Народ прекрасно осознавал, что богатства помещиков создаются за счет разорения крепостных:

А у того вельможного пана

биш онуч! - Заплакали хлопи, на панщину йдучи.

А у того вельможного панахороши дочки

-Ходить його хлопи голи без сорочка.

А у того вельможного пана

прехорошего пана Ходять хлопи на роботутрохи не без штанив.

Песни рассказывают о бегстве крестьян на Запорожье, в леса, иные степи. В них звучит призыв к протесту и борьбе против угнетателей. Народные песни с любовью воспевают повстанцев, борьбу гайдамаков, галицких опричников, Колиивщину, восстание в Турбаях. Везде нашли свое отражение и героическое прошлое Украины, и борьба с великими врагами.

В песнях широко отражались различные стороны крестьянской жизни. До нас дошли любовные, семейные, батрацкие песни.

Народ создал многочисленные легенды о своих любимых героях: Богдане Хмельницком, Иване Богуне, Семене Палие, Олексе Довбуше, Максиме Железняке, Иване Гонте. Народное творчество рисует их могучими и отважными богатырями, беззаветно преданными своей родине и своему народу.

На Украине по-прежнему большим успехом пользовался вертеп театр. Представления этого жанра, зародившегося еще в предшествующие столетия, распространились по России и дошли даже до Сибири: Тобольска и Иркутска. В развитии театрального искусства на Украине большое значение имели сценические представления в Киевской академии и других учебных заведениях, где ставились трагедии на различные библейские сюжеты и драмы на исторические и моралистические темы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр.

Страницы: 1 2 3

Выводы
Первый шаг по пути превращения в буржуазную монархию – Ленин, т.к : 1) Всесословность, бессословные принципы. 2) Направленность государственных учреждений изменилась (удовлетворяет потребности буржуа). 3) Изменилась иерархическая система (автономные органы: земства, городские управы и т.д.) Шаг этот робкий, незначительный, но все-та ...

Короткий парламент.
Годы беспарламентского правления (1629-1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию. Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая ...

Общая характеристика реформ в области просвещения.
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз­витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем­левладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономичес ...