Культура и народный быт в период воссоединения
Украины и России и зарождения капитализма на УкраинеСтраница 1
Тема народа и его обычаев, жизненного уклада широко представлена в прозе, поэзии и драме того времени.
В связи с этим хочется отметить подлинных певцов народной жизни – это Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Гулак-Артемовский, Квитка-Основьяненко и многие другие.
Культурное развитие украинского народа в XVIII веке продвинулось далеко вперёд. Несмотря на то, что крепостнические отношения в стране представляли собой серьезное препятствие для развития просвещения, науки и искусства, XVIII веке на Украине явился периодом культурного подъема.
Воссоединение Украины с Россией содействовало дальнейшему сближению двух братских народов и все возраставшему влиянию передовой русской культуры на украинскую.
Возникли новые жанры (в том числе стихотворная сатира на социальные темы), развивались элементы реализма. Старая церковная литература перестала играть главную роль и в течение ХVIII в. школьная драма постепенно отходила от узко-церковной тематики.
Значительную популярность получила драма неизвестного автора “Милость божия Украину . чрез Богдана Зиновия Хмельницкого . свободившая . ” (1723 г). Ее сюжетом явились события освободительной войны 1648-1654 гг. и деятельность Богдана Хмельницкого. В драме показана торжественная встреча Хмельницкого населением Киева в конце 1648 г. Для автора драмы характерны глубоко патриотическое настроение, любовь к героической истории своего народа. В этой драме, а также в более поздней - “Воскресение мертвых” Г. Конисского (1747 г) нашли отражение социальные моменты: захваты старшиной казацких, а крестьянских земель, насилия старшинской администрации.
Социальные мотивы звучали и в интермедиях, которые продолжали ставиться в антрактах театральных представлений. В них показывались столкновения между шляхтичами и крестьянами, изображались запорожцы, вместе с крестьянами изгоняющие помещиков, польских панов и арендаторов. Народный характер интермедий, их реализм и юмор оказали большое влияние на другие жанры украинской литературы.
Народное творчество XVIII в. - ценнейший памятник украинской культуры; оно отразило тяжелое положение народных масс, находившихся под гнетом феодалов, их стремление свергнуть власть угнетателей, их призывы к борьбе.
Фольклор XVIII в. получил наиболее полное выражение прежде всего в исторических и лирических песнях их авторы в большинстве своем неизвестны. Только некоторые песни связываются с определенными именами, но и то не вполне достоверно. Главным творцом того фольклорного наследия были представители трудового народа.
Крестьянские песни отразили глубину социальных противоречий. В то время как дворянская литература стремилась показать крестьянство “поющим и приплясывающим”, народное творчество изображало насилие помещиков, управителей, голод и нищету. Народ прекрасно осознавал, что богатства помещиков создаются за счет разорения крепостных:
А у того вельможного пана
биш онуч! - Заплакали хлопи, на панщину йдучи.
А у того вельможного панахороши дочки
-Ходить його хлопи голи без сорочка.
А у того вельможного пана
прехорошего пана Ходять хлопи на роботутрохи не без штанив.
Песни рассказывают о бегстве крестьян на Запорожье, в леса, иные степи. В них звучит призыв к протесту и борьбе против угнетателей. Народные песни с любовью воспевают повстанцев, борьбу гайдамаков, галицких опричников, Колиивщину, восстание в Турбаях. Везде нашли свое отражение и героическое прошлое Украины, и борьба с великими врагами.
В песнях широко отражались различные стороны крестьянской жизни. До нас дошли любовные, семейные, батрацкие песни.
Народ создал многочисленные легенды о своих любимых героях: Богдане Хмельницком, Иване Богуне, Семене Палие, Олексе Довбуше, Максиме Железняке, Иване Гонте. Народное творчество рисует их могучими и отважными богатырями, беззаветно преданными своей родине и своему народу.
На Украине по-прежнему большим успехом пользовался вертеп театр. Представления этого жанра, зародившегося еще в предшествующие столетия, распространились по России и дошли даже до Сибири: Тобольска и Иркутска. В развитии театрального искусства на Украине большое значение имели сценические представления в Киевской академии и других учебных заведениях, где ставились трагедии на различные библейские сюжеты и драмы на исторические и моралистические темы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр.
27 января 2004 года исполняется 60 лет со
дня снятия ленинградской блокады. Город доказал свою потрясающую
жизнестойкость.
Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии.
Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище с ...
Система управления, социально-экономическая и религиозная политика Римской
империи в период принципата. Система управления Римской
империи в период принципата
Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности. Веллей Патеркул в «Римской истории» восхищается решениями принятыми Августом: «…восстановлен мир, ...
Театр и музыка
В первой половине ХIХ в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Бол ...