Исторические хроники » Быт народа Украины » Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине

Культура и народный быт в период воссоединения Украины и России и зарождения капитализма на Украине
Страница 2

Как и в минувшие столетия, Украина отличалась высоким уровнем развития музыкальной культуры, в которой значительную роль играло народное творчество. По селам и городам Украины странствовало много певцов-ирников, бандуристов, кобзарей. Они пели песни, посвященные героичекому прошлому украинского народа, его борьбе против гнета панов, его любимым героям.

Развивалось музыкальное искусство и в помещичьих имениях. Во многих из них содержались оркестры, оперные и балетные труппы из крепостных. В Киеве и других городах при магистратах и ратушах существовали духовые оркестры. Украинские песни и музыка приобрели весьма широкую популярность в России.

Наряду с этим развивалась народная живопись. Среди трудового парода было много одаренных живописцев, талант которых не мог проявиться в тяжелых условиях крепостнического гнета. Многочисленные художники - выходцы из народа - украшали росписью церкви, дома, рисовали портреты. Казаки и крестьяне рисунками украшали в своих жилищах печи, степы и окна.

Народное творчество нашло яркое отражение и в производстве ковров. Последние украшались художественным орнаментом; на Левобережной и Слободской Украине в орнаменте преобладали изображения растений, в западно-украинских землях - изображения различных геометрических фигур.

Несмотря на это, за полтора столетия, прошедшие со времени воссоединения Украины с Россией, культура украинского народа сделала значительный шаг вперед во всех областях. Ведущее место в развитии украинской культуры принадлежало Левобережью и Киеву. Освобожденная от цепей польско-шляхетского господства и воссоединенная с братским русским народом, эта часть Украины наиболее сильно ощущала огромное плодотворное влияние передовой русской культуры. Несмотря на тяжелые условия социального и национального гнета, росли и развивались творческие силы украинского народа на всех украинских землях, расширялись и крепли его связи с братским русским народом.

На первую половину XIX века приходится становление новой украинской литературы, которая развивалась в тесной связи с национально-освободительным движением, на принципах реализма и народности. Значительный шаг вперед украинская литература сделала с появлением таких писателей, как И.П. Котляревский (1769-1838 гг), П.П. Гулак-Артемовский (1790-1865 гг) Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг). В 1798 г. появилась знаменитая поэма Котляревского “Энеида”, написанная живым народным языком. В ней разоблачаются реакционные черты крепостничества, жестокость и произвол помещиков, чиновников, ростовщиков-сребролюбцев.

Выдающуюся роль в развитии украинской драматургии и украинского театра сыграла пьеса Котляревского “Наталка Полтавка”, проникнутая сочувствием к угнетенным. Эта пьеса стала особенно популярной как оперное произведение; музыку к ней позже написал Н.В. Лысенко. Она и поныне занимает почетное место в репертуаре оперных театров нашей страны. Творчество Котляревского явилось значительным шагом к народности и реализму в украинской литературе.

Видное место в украинской литературе в первой половине XIX в. занимал известный прозаик Г.Ф. Квитка-Основьяненко, который писал на украинском (две книги повестей - 1834 и 1837 гг) и на русском языках. Реалистическое отражение действительности наиболее ярко проявилось в его сатирических произведениях “Дворянские выборы”, “Шельменко-денщик”, “Конотопская ведьма”, “Пан Халявский”.В.Г. Белинский высоко оценил роман “Пан Халявский”.

С появлением Шевченко - крупнейшего представителя критического реализма - украинская литература завоевала одно из первых среди литератур других славянских народов, что подтверждается, в частности, многочисленными переводами ее произведений на языки этих народов. В это время украинская литература вышла и на мировую арену.

На Украине продолжало развиваться устное народное творчество. Народ создавал песни, сказки, пословицы, направленные против крепостной неволи, воспевал борца против помещичьего гнета Устима Кармалюка. В одной из песен рассказывается о тяжелой ежедневной барщине:

Отаманы з батогами,

3 нагаем гуменним,

На роботу целий тиждень

Гонять, мов скажени

Страницы: 1 2 3

Нефть и общественно-политическое развитие Ирана
Тринадцать лет — с осени 1960 г., с момента организации ОПЕК, и до конца 1973 г., когда на мировом рынке произошло многократное повышение цен на нефть,— особый этап в истории Ирана. В эти годы масштабы воздействия нефтяной промышленности на общественно-политическую и экономическую жизнь Ирана значительно выросли. Проявлялось это, прежде ...

Победа вооруженного восстания в Петрограде
Осенью 1917 года еще больше ухудшилось экономическое и военное положение России. Разруха парализовала ее народное хозяйство. Страна оказалась на гране катастрофы. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян. Всеобщим стал лозунг ”ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ”. Большевики уверено направляли революционную борьбу. Перед октябрем ...

Павел Йозеф Шафарик
Крупнейшим ученым европейского масштаба был представитель новой отрасли гуманитарных наук - славяноведения - Павел Йозеф Шафарик (1795-1861). Он родился в Словакии, в семье евангелического священника, учился в гимназиях, и в евангелическом лицее, а с 1815 г. - в протестантском университете немецкого города Йена, где изучал теологию, фил ...