Исторические хроники » Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв. » Введение

Введение

В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Среди них можно выделить следующие:

— тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

— оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

— активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;

— реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

— реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

— переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

— развитие внутренней и внешней торговли (принятие Уставной таможенной грамоты 1653 г., Новоторгового устава 1667 г.);

— размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;

— появление национально-консервативного и западнического течений. Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов. В это время на исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

По мнению С. В. Бушуева, Петр 1 « .действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаимствованы из предшествующего периода — все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России…царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину .»[1].

Актуальность работы состоит в том, что реформы и контрреформы XVIII – XX вв. – это один из наиболее важных вопросов, связанный с историей развития Российского государства. Реформы в России всегда были показателем преобразований законодательной власти российского государства.

Цель данной работы – рассмотрение реформ и контрреформ в России в XYIII - XX вв. В связи с поставленной целью необходимо определить задачи, которые заключаются в том, чтобы рассмотреть исторические этапы реформ и контрреформ в России в рассматриваемом периоде, выявить сущность и особенности их проведения и проанализировать их результаты.

Создание СССР
Обсуждение в республиках вопроса о создании нового межгосударственного союза проходило остро. Ведь решался кардинальный вопрос о будущности народов и их государств. Многие представители национальной интеллигенции выступали за сохранение завоеванного суверенитета; они признавали Союз лишь как очередной шаг на пути налаживания прочных фед ...

Организация земского дела
В систему Земских учреждений входили: ­ избирательные съезды (их задачей было раз в три года определять состав корпуса уездных гласных), ­ губернские и уездные земские собрания (распорядительные органы), ­ губернские и уездные земские управы (исполнительные органы). Земские собрания созывались обычно один раз в год для определения в ...

Возвышение исполнительной власти.
Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств. Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасе ...