Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Общая характеристика реформ в области просвещения.

Общая характеристика реформ в области просвещения.
Страница 1

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз­витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем­левладение и очень слабо развивалось промышленное производство.

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общест­венно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, уси­лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в Рос­сии были созданы современная ар­мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал ре­шительно, применяя жестокие административные меры, «не останавли­ваясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

Начинается процесс быстрого развития промышленности, внутрен­ней и внешней торговли. К 1725 г. в стране имелось около 240 госу­дарственных и частных промышленных предприятий, из них на 80 наи­более крупных насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников. Наряду со строительством крупных предприятий шел быстрый рост мелкого ре­месленного и кустарного производства. Для лучшего использования водных путей для развивающейся торговли положено начало строитель­ству каналов.

Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государст­венные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, ин­женерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В свя­зи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ.

Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод. Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились преж­де всего в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился под­нять образованность помещиков, создать квалифицированный админи­стративный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии про­мышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курба­тов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди ино­странных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сер­бы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогиче­ских идей в среду славянских народов.

Страницы: 1 2 3

Особенности периода реформ 1856-1881 гг.: 
· Отсутствие последовательного плана реформ. · Сопротивление реакционного крыла в правительстве. · Непоследовательность как следствие вышеуказанного сопротивления. · Нежелание власти доводить до конца означенные реформы, распространяя их на сферу политической жизни. Последствия этих реформ были значительны и катастрофичны одновремен ...

Основные военные события гражданской войны
После рассмотрения состава, идеологии и организационных форм противостоящих сил перейдем к рассмотрению боевых действий. Союзники России в Первой мировой войне (страны Антанты) негативно отнеслись к ее выходу из войны и заключению сепаратного мира с Германией, расценили наши действия как измену. Странам Антанты было необходимо восстано ...

27 января 2004 года исполняется 60 лет со дня снятия ленинградской блокады. Город доказал свою потрясающую жизнестойкость.
Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии. Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище с ...