Исторические хроники » Реформы Петра 1 в области образования » Указы Петра I об учении и училищах

Указы Петра I об учении и училищах
Страница 1

Об основании школы математических и навигацких наук 14 января 1701 г.

Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец . указал именным своим великого государя повелением . быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителех же тех наук быть англинския земли урожденным: математической - Андрею Да­нилову сыну Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружей­ной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление по­денный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук опре­делить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату по­стельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, стро­ить из доходов от Оружейной палаты.

Веселого Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. -СПб., 1852, приложения. - С. 119-120.

1714 г. января 20 - сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математи­ческих, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказно­го чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны

Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, СПб., 1830. - Т. V. -№ 2762. - С. 78

1714 г. 28 февраля

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказно­го чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, оприч однодвор­цов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения по­слать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в мона­стырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, ко­торые по именному Его Императорское Величество указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершен­но: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -Т. У.-№2778.-С. 86.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги . К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй - Акаде­мия или социетет художеств и наук.

§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам вы­соким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попе­чения не имеют.

§ 2. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и Университет, однакож де обои сии здания в иных госу­дарствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о проведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях (размышлениях) и разы­сканиях своих, отчего как профессоры в Университетах, так и студен­ты пользу имеют, помешательства не имела, а Университет некото­рыми остроумными разысканиями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.

Страницы: 1 2 3

Сравнительная характеристика правления императоров различны династий в период принципата и отношение к ним различных слоев населения. Сравнительная характеристика правления императоров из династии Ю
Все императоры периода принципата, начиная с Августа, стремились остаться в памяти потомков. Некоторые остались в памяти как справедливые правители, другие как тираны и сумасшедшие. Династия Юлиев-Клавдиев: Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Август основатель династии Юлиев-Клавдиев для многих римлян стал образцом пра ...

Государственный деятель
Он стремится предвидеть все, что должно произойти, так как полагаться на случай нельзя, следует всегда быть готовым ко всему, действовать без промедления. В нём нет ничего от идеолога, ибо духу его в высшей степени присущи три великих качества государственного мужа: реализм, здравый смысл и воображение. Он вовлекает своих сотрудников, ...

Победа вооруженного восстания в Петрограде
Осенью 1917 года еще больше ухудшилось экономическое и военное положение России. Разруха парализовала ее народное хозяйство. Страна оказалась на гране катастрофы. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян. Всеобщим стал лозунг ”ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ”. Большевики уверено направляли революционную борьбу. Перед октябрем ...