Начало карьеры М.М. СперанскогоСтраница 1
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда).
Отец мальчика сначала служил дьяконом и только за год до рождения сына получил сан священника. Плата за богослужение была такая ничтожная, что приходилось вести обычное крестьянское хозяйство. Таких священнослужителей называли "священниками-земледельцами". Мать же Михаила - Прасковья Федоровна, отличалась энергией и живостью ума, была почитаема в деревне за свою благочестивую жизнь.
К чести Сперанского следует сказать, что впоследствии, достигнув вершин власти и получив все возможные чины и отличия, он не отвернулся от своих скромных родственников. Он заботился о матери, пока она была жива, посылал ей подарки, поддерживал постоянную переписку. Был у сановника Сперанского и такой обычай: каждый новый год, 1 января, в день своего рождения, он отправлялся в самую дальнюю коморку своего обширного дома в Петербурге и стелили себе на простую лавку овчинный тулуп "чтобы напоминать себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою"[9].
А нужда была отчаянной. Родителям, постоянно занятым думой о хлебе насущном, было не до воспитания сына. Его научил читать слепой дед Василий. Шестилетний ребенок водил деда ежедневно в церковь и там за обедней читал часослов и апостол. С тем чтобы он мог видеть текст, под ноги ему ставили скамейку. От природы Михаил был щуплым, и сверстники порой по-детски жестоко насмехались над ним. Вероятно, это и способствовало тому, что с детских лет он предпочитал чтение мальчишеским забавам. Все свободное время мальчик проводил за книгами на чердаке или где-нибудь в укромном уголке. Читал все, что попадалось под руку.[10]
По сложившейся традиции сыновьям священника предстояло продолжить дело отца. Сельский священник обратился за помощью к своему зятю протодиакону Матвею Богословскому. Кстати, это он придумал племяннику фамилию Сперанский и способствовал нравственному и умственному развитию мальчика, часто помогал ему в занятиях. Еще большее влияние на формирование мальчика как личности оказала дочь Матвея Богословского - Татьяна Матвеевна Смирнова, у которой в дальнейшем он и жил. Это была умная, владевшая замечательным даром слова женщина. Признательность свою к этой воспитательнице он сохранил до конца дней своих.
Во Владимирской епархиальной семинарии Михаил попал в новый для себя мир. В середине 70-х годов XVIII в. в семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе порка розгами. Правда, Михаила, который вел себя примерно, никогда не подвергался наказанию.
В 1788 г. Владимирская семинария была объединена в одно учебное заведение с Суздальской и Переяславской. Местом нахождения новой семинарии стал Суздаль. Однако в Суздальской семинарии Сперанскому долго учиться не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию. Синод распорядился направить в Александро-Невскую семинарию учеников, "надежнейших в благонравии, поведении и учении, и лучшего перед другими понятия, для образования их к учительской в высших классах должности" со всей России. В Суздальской семинарии выбор пал на Сперанского и двух его товарищей.
Распространение марксизма в России
Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих).
Появление в России марксизма как самостоятельного течения было связано с име ...
Причины Гражданской войны и интервенции. Проблема периодизации войны
Что привело Россию к войне, каковы ее истоки, причины? Однозначных ответов на этот вопрос нет, как и нет единого мнения о начале и конце войны, а значит и ее периодизации.
Прежде чем перейти к причинам войны в России, попробуем разобраться в вопросах ее периодизации. Поскольку ответ на данный вопрос по - существу является производным о ...
Эллинская культура
Историю эллинской культуры можно описывать как конфликт нордического и ненордического духа. С эллинами в Грецию пришел нордический тип построек мегарон – деревянных построек. Их самые ранние храмы тоже были деревянными и поэтому не сохранились. С ними пришел и патриархат, но матриархальные представления подспудно сохранялись и снова дал ...