Исторические хроники » Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века » Начало карьеры М.М. Сперанского

Начало карьеры М.М. Сперанского
Страница 1

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда).

Отец мальчика сначала служил дьяконом и только за год до рождения сына получил сан священника. Плата за богослужение была такая ничтожная, что приходилось вести обычное крестьянское хозяйство. Таких священнослужителей называли "священниками-земледельцами". Мать же Михаила - Прасковья Федоровна, отличалась энергией и живостью ума, была почитаема в деревне за свою благочестивую жизнь.

К чести Сперанского следует сказать, что впоследствии, достигнув вершин власти и получив все возможные чины и отличия, он не отвернулся от своих скромных родственников. Он заботился о матери, пока она была жива, посылал ей подарки, поддерживал постоянную переписку. Был у сановника Сперанского и такой обычай: каждый новый год, 1 января, в день своего рождения, он отправлялся в самую дальнюю коморку своего обширного дома в Петербурге и стелили себе на простую лавку овчинный тулуп "чтобы напоминать себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою"[9].

А нужда была отчаянной. Родителям, постоянно занятым думой о хлебе насущном, было не до воспитания сына. Его научил читать слепой дед Василий. Шестилетний ребенок водил деда ежедневно в церковь и там за обедней читал часослов и апостол. С тем чтобы он мог видеть текст, под ноги ему ставили скамейку. От природы Михаил был щуплым, и сверстники порой по-детски жестоко насмехались над ним. Вероятно, это и способствовало тому, что с детских лет он предпочитал чтение мальчишеским забавам. Все свободное время мальчик проводил за книгами на чердаке или где-нибудь в укромном уголке. Читал все, что попадалось под руку.[10]

По сложившейся традиции сыновьям священника предстояло продолжить дело отца. Сельский священник обратился за помощью к своему зятю протодиакону Матвею Богословскому. Кстати, это он придумал племяннику фамилию Сперанский и способствовал нравственному и умственному развитию мальчика, часто помогал ему в занятиях. Еще большее влияние на формирование мальчика как личности оказала дочь Матвея Богословского - Татьяна Матвеевна Смирнова, у которой в дальнейшем он и жил. Это была умная, владевшая замечательным даром слова женщина. Признательность свою к этой воспитательнице он сохранил до конца дней своих.

Во Владимирской епархиальной семинарии Михаил попал в новый для себя мир. В середине 70-х годов XVIII в. в семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе порка розгами. Правда, Михаила, который вел себя примерно, никогда не подвергался наказанию.

В 1788 г. Владимирская семинария была объединена в одно учебное заведение с Суздальской и Переяславской. Местом нахождения новой семинарии стал Суздаль. Однако в Суздальской семинарии Сперанскому долго учиться не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию. Синод распорядился направить в Александро-Невскую семинарию учеников, "надежнейших в благонравии, поведении и учении, и лучшего перед другими понятия, для образования их к учительской в высших классах должности" со всей России. В Суздальской семинарии выбор пал на Сперанского и двух его товарищей.

Страницы: 1 2 3

Культура микенской Греции
На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица". Впрочем, в религии микенской эпохи ест ...

«Славная революция» и ее последствия.
Новый король Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «Славную революцию». В результате этого события в 1689 г. на английский ...

Петропавловская крепость
Первые революционеры из дворян, декабристы, нашли «убежище» за холодными каменными стенами царских тюрем. В Шлиссельбург был брошен подполковник Иосиф Поджио, там он провел целых 8 лет. Туда же заточили братьев Михаила и Николая Бестужевых, друга Пушкина – Ивана Пущина. Там сидел генерал А.П. Юшневский, мичман В.А. Дивов, князь Барятинс ...