Исторические хроники » Китай во второй половине ХХ века » Внутренняя политика Китая

Внутренняя политика Китая
Страница 2

Эта кампания продолжалась вплоть до весны 1953г., при этом значительная часть помещиков была физически уничтожена, а позиции зажиточных крестьян ослаблены. За два с половиной года реформа охватила 450 млн. человек. Параллельно в городах проводилась конфискация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала, создавался госсектор экономики. К 1952г. его доля уже составляла около 60% от общего объема валовой продукции промышленности. Неоднозначны были социальные последствия радикальных и очень быстрых экономических преобразований, которые не могли не привести к росту социальной напряженности в обществе. Так, в Шанхае - крупнейшем промышленном центре страны - социалистические преобразования частной промышленности привели к снижению заработков рабочих этих предприятий, ликвидации системы рабочего контроля, которая сложилась на частных предприятиях после победы 1949г. и которая защищала интересы фабрично-заводских рабочих.

Социально-политический поворот, сделанный руководством КПК в 1953г., нашел отражение не только в Конституции, но и в завершении составления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Работа над первым планом началась еще в 1951г., однако внутрипартийная борьба, неясность социальных ориентиров, корейская война и т.п. заставляли не торопиться авторов первого пятилетнего плана. Китайские экономисты при составлении плана стремились учесть уже накопившийся опыт хозяйствования, обращались, вполне естественно, они и к богатому советскому опыту. Составление первого пятилетнего плана было завершено к началу 1955г. Пятилетний план (1953-1957гг.) стал воплощением генеральной линии партии на индустриализацию страны и постепенные социалистические преобразования несоциалистических форм хозяйства. План предусматривал строительство 694 так называемых сверхлимитных объектов - крупных электростанций, металлургических комбинатов, машиностроительных заводов и других предприятий по преимуществу тяжелой промышленности.

План предусматривал развитие кооперативного движения в деревне, которое должно было к концу пятилетки охватить примерно 33% крестьянских дворов. Предусматривалось кооперирование примерно 2млн. кустарей. Большинство предприятий промышленности и торговли должны были быть охвачены различными формами госкапитализма. Проект первого пятилетнего плана был 31 марта вынесен на обсуждение Всекитайской конференции КПК, одобрен ею и 30 июля 1955г. представлен на обсуждение ІІ сессии ВСНП. Эта процедура как бы подчеркивала историческую значимость принятого высшим органом власти закона о пятилетнем плане. Так же, как генеральная линия партии, пятилетний план был компромиссом между умеренно-прагматической и радикально-утопической частями руководства КПК. Производственные и социально-экономические ориентиры плана были в основном рационально-умеренными, позволявшими проводить преобразования постепенно и наименее болезненно для всех социальных слоев китайского общества. Реальность этого политического компромисса могла выявиться только в ходе претворения в жизнь программы социально-экономических преобразований. Возможность выдвижения развернутой программы исторически весьма быстрой модернизации народного хозяйства во многом связана с существенно возросшей в это время советской экономической и научно-технической помощью. Н.С.Хрущев, возглавивший советское руководство после смерти Сталина, отбросил некоторое недоверие своего предшественника к китайским руководителям и взял курс на всемерную поддержку социалистического переустройства Китая. Именно в 1953-1955гг. имеет место наиболее идейно-политическое сближение руководителей КПСС и КПК, именно в эти годы СССР оказал КНР экономическую и научно-техническую помощь. В течение 1955-1957гг. задания первого пятилетнего плана были перевыполнены, процесс индустриализации Китая набирал темпы. Иная ситуация сложилась с реализацией плана социальных преобразований в первой пятилетке: в течение первого же года после утверждения пятилетнего плана в руководстве КПК вспыхнула борьба по вопросу о темпах и формах социалистических преобразований, являвшаяся лишь частью более общего столкновения двух основных идейно-политических тенденций внутри КПК - умеренно-прагматической и радикально-утопической, а также отражавшая развитие культа личности Мао Цзэдуна с его идеологическими и политическими претензиями.

Чем ближе подходил Китай к задачам социалистического характера, тем больше стали сказываться на его развитии негативные политические факторы. Уже и в первые годы существования КНР мировую прогрессивность не могли не насторожить некоторые методы проведения реформ. Речь идет о двух формах политического давления, которые применялись еще в Яньани: идеологических кампаниях типа «Чжэнфын» и сопровождающих эти кампании массовых репрессиях. Эти методы получили распространение уже в период аграрной реформы, и особенно в период первой пятилетки. Выступая на одном из совещаний в КПК по поводу проведения аграрной реформы, Мао Цзэдун призывал крестьян убивать « . не одного или двух, а побольше помещиков» /Самтурова, Медведев, 1991, с. 231/. Он считал публичные расправы с помещиками справедливым и даже полезным делом. Во-первых, многие помещики в прошлом сами жестоко избивали своих крестьян, а во-вторых, крестьяне, ведя расправу с помещиками, лучше осознают радикальные изменения в деревне. Во многих деревнях в период аграрной реформы проводились открытые суды над бывшими эксплуататорами, которых предавали смерти тут же, у всех на глазах.

Страницы: 1 2 3 4