Исторические хроники » Китай во второй половине ХХ века » Экономическое положение и внешняя политика современного Китая

Экономическое положение и внешняя политика современного Китая
Страница 3

Становление и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее институтов все более привлекает внимание экспертов и наблюдателей. Появление международной организации, членами которой являются две ядерные державы и две постоянных члена Совета безопасности ООН - КНР и Россия - событие в системе современных международных отношений Особый интерес к деятельности ШОС проявляется в различных странах Азиатского субконтинента, смежных с зоной, затронутой «шанхайским процессом».

После петербургского саммита ШОС в июне 2002г. ряд наблюдателей стали говорить о численном расширении организации и наиболее вероятными кандидатами называли Пакистан, Индию, Туркменистан, Иран и Монголию. Интерес государств Среднего Востока, Центральной и Южной Азии к этому объединению вполне объясним. С точки зрения геополитики, ШОС развивается не только как экономическая, но и как военно-политическая структура. Среди стран членов ШОС Россия проявляет заинтересованность в участии Индии, Пекин был бы не против участия в ШОС Пакистана. 23 сентября 2003г. в Пекине совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества утвердил программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Главы правительств стран - участниц ШОС поставили свои подписи под бюджетом Организации на 2004г. (3,8 млн. долл. США) и рядом других документов, завершающих организационное оформление ШОС.

15 января 2004г. в китайской столице официально начал работу Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. На Секретариат была возложена координация деятельности «шестерки» по обеспечению безопасности в центрально - азиатском регионе и содействию торгово-экономическому сотрудничеству на пространстве ШОС.

Ташкентский саммит стран-членов ШОС 16-17 июня 2004г стал демонстрацией гибких подходов КНР и России к организации. В ходе встречи глав государств - членов ШОС была подписана Ташкентская декларация Шанхайской организации сотрудничества, в которой определены стратегические задачи ШОС на среднесрочный период. Основными результатами Ташкентского саммита глав государств - членов ШОС стали открытие РАТС и соглашения, способные активировать торгово-экономическое взаимодействие стран - участниц организации. КНР заявила, что выделяет своим партнерам по ШОС 900 млн. долл. США кредитов, пытаясь тем самым придать этой организации экономический импульс. Пользуясь конъюнктурой, КНР хочет использовать ШОС и для укрепления экономического влияния на регион. Китай подписал с Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном соглашения в области торговли, промышленности, строительства нефте- и газопроводов. По ряду прогнозов предполагается, что уже к 2010г. КНР будет импортировать до 170 млн. т нефти в год и четверть ее рассчитывает получать с региона Каспия.

Во внешнеполитическом плане КНР пытается играть самостоятельную роль в качестве крупнейшей региональной державы и как один из центров силы в будущем многополюсном мире. В этом китайское руководство поддерживает Россия, и весьма настороженно относятся США и их ближайшие союзники.

Страницы: 1 2 3 4

Формирование государственной системы крепостного права
В конце XVI в. положение зависимого населения в России коренным образом изменилось. Еще в середине века крестьяне могли в определенный срок (за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него), рассчитавшись со своим владельцем, уйти к другому. Нормы Юрьева дня служили важным регулятором экономической жизни деревни. В годы г ...

Характеристика Кореи
Кризис феодальных отношений и начало колониального закабаления Корея капиталистическими государствами. Борьба корейского народа против иностранных поработителей (середина 17 в. — 1910). В 17—18 вв. наблюдались заметные сдвиги в социально-экономическом развитии Корея, внедрялись новые культуры (табак, перец, батат, томат и др.), агротехн ...

Петровские реформы: содержание, цели
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр 1 нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считал ...