Исторические хроники » Фашизм и национал-социализм в ХХ веке » Итальянский фашизм

Итальянский фашизм
Страница 2

По мере развития борьбы за власть и усиления фашизма антидемократическая его направленность становится все более очевидной. Фашизм бросает либеральные теории в корзину. "По отношению к либеральным доктринам фашизм находится в безусловной оппозиции, как в области политики, так и экономики."

Фашизм отвергает формальную демократию, как устаревшую политическую форму плутократической эпохи. Он говорит о государстве труда. Он сходится с большевизмом в стремительном отрицании свободы, как самоцели, и в утверждении первенства государства над бунтующим индивидом. Он подражает большевизму в организационных методах в строительстве партийной диктатуры. Но если большевизм, следуя за Марксом, создает классовое государство, единовластие пролетариата, как переходную стадию на пути к социализму, - то Муссолини хочет сделать партийное государство воплощением и стражем свей нации. Фашизм в то же время отрицает как большевистский путь классовой революции, так и старомодные реформистские рецепты эволюционного прогресса в рамках формального демократизма. Он хочет вступить на некий третий путь. Вместо классовой борьбы - социальная солидарность. Вместо принципов свободы и равенства - идея иерархии.

"Изменяются предпосылки фашизма - эволюционирует и фашизм, эволюционирует и Муссолини. Чутьем политика он безошибочно учитывает, что только величайшая гибкость может сохранить и спасти движение. Не прояви гибкости и приспособляемости фашистская верхушка - фашизм увял бы и погиб от худосочия, отцвел бы, не успев расцвести. "16

Муссолини всегда был республиканцем. И социалистом, и интервенционистом, и фашистом он исповедовал и проповедовал республиканский образ правления в Италии. Со временем перед ним вплотную стал вопрос о монархии. Он понимал, что борьба с королем осложнит позиции фашизма, пожалуй, даже внесет раскол в его ряды. Понимая это, он меняет свой республиканский образ мышления. Теперь он говорит, что кроме монархии у Италии в настоящее время есть другие более насущные и сильные враги, что монархия в Италии не очень монархична, и т.п. В результате фашизм отрекся от своего республиканского прошлого.

Интересно также проследить эволюцию отношений фашизма и Муссолини к религии католической церкви: она очень характерна, эта эволюция, очень показательна для фашизма. Фашизм 1919 года не скрывает своих антирелигиозных настроений. Но по мере роста своих дружин и притока новых рекрутов, по мере своего политического усиления, фашизм принужден был и в этом вопросе отречься от своего прошлого. И вот, во имя основной своей политической цели, во имя своей национальной идеологии, фашизм в корне пересматривает свою позицию в области религиозно-церковных вопросов. Новая точка зрения слагалась сама собой. Католицизм - одно из величайших проявлений миродержавной римской идеи, одна из жизненных функций итальянского патриотизма. Следует помнить, что сам Христос исторически принадлежал к римской системе государственности, а Павел был римским гражданином. Равным образом нельзя, будучи итальянским патриотом, отметать Ватикан. "Фашизм концепция религиозная. В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством".

Поучительным проявлением идейно-политической трансформации фашизма за первые годы его существования должна быть также признана эволюция его отношений с итальянским национализмом. Интересно наблюдать, как происходит постепенное сближение обоих партий и как, в конце концов, националисты растворяются в фашизме. Но было бы ошибочно отсюда сделать вывод, что национализм пришел к фашизму. Вернее, напротив, фашизм идеологически подошел к националистическому символу веры. Фашистская программа 1919 года не имела, разумеется, ничего общего с политической доктриной националистов. Но даже еще и в 1921 году Горголини настойчиво возражал против отождествления фашизма с национализмом: национализм исключительно связан с нацией, а ценности фашизма общечеловечны; национализм за монархию, в то время как фашизм, относясь к монархии с уважением, все же тяготеет к республике; национализм империалистичен, а фашизм отстаивает торговый экспансивизм. Однако, мало-помалу, различия стирались. Общий враг - социалисты - объединяли фашизм и национализм в общей борьбе. Националисты ценили действенность черных когорт и радостно созерцали свои любимые идеи - крепкое государство, сильная власть, культурно национальный традиционализм - воплощающимися в широкие народные массы. В конце-концов, фашизм фатально вступил на националистические рельсы, стал национал-фашизмом.

Страницы: 1 2 3 4

Образование двух военных группировок
Основной причиной войны было усиление противоречий между крупнейшими империалистическими государствами и группами государств. Ленин учил, что войны являются неизбежными спутниками капитализма. В эпоху империализма в начале XX в. на одно из первых мест в мире в экономическом отношении выдвинулась Германия. Германский империализм начал бо ...

Военный фактор в XIII веке. Трансформация Киевской государственности и ее роль в организации русской армии
Раскрывая роль военного фактора в развитии и трансформации киевской государственности и складывании или разрушении иных исторических типов русской государственности, необходимо заострить внимание на том обстоятельстве, на котором делает акцент историк Серебрянников. Он считает, что военный фактор представлял собой определенный социально ...

Банковская система
Кредитная система постепенно возрождалась. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитовани ...