Исторические хроники » Россия и мировые войны - уроки и итоги » Первая мировая война

Первая мировая война
Страница 4

Вполне понятно, использование больших масс авиации, тан­ков, артиллерии в первой мировой войне сделало ее более раз­рушительной и кровопролитной по сравнению с предыдущими войнами. Более дальнобойной стала артиллерия, вырос калибр орудий, увеличилась разрушительная сила снарядов Появление авиации значительно увеличило возможность воздействия на объекты, расположенные не только на линии фронта, но и в глубоком тылу противника. Подводные лодки существенно уве­личили возможность поражения как морских, так и прибрежных целей. Использование новых более эффективных средств обу­словило массовое уничтожение материальных ценностей, общая стоимость которых составила 58 млрд. руб. Около 10 млн. чело­век было убито и умерло от ран.

Ранено более 20 млн. человек, из них 3,5 млн остались ка­леками[6].

Война сопровождалась ростом гибели мирного населения. Относительно общего числа людских потерь этот показатель со­ставил 5%[7].

Неблагоприятной сферой демографических последствий войны явилось резкое снижение режима естественного воспроизводства населения. Мобилизация значительной части мужчин, все большее использование женского труда на производстве, ма­териально-бытовые трудности, голод, болезни и другие бедст­вия, вызванные войной, снизили рождаемость и увеличили смертность. В итоге существенно сократился общий прирост на­родонаселения. Только в 12 воевавших странах по этим причи­нам убыль населения составила свыше 20 млн. человек, в том числе в России — 5 млн.

Итак, война принесла человечеству невиданные лишения и страдания, голод и разорение, людские потери и разрушение материальных ценностей.

Политическое изменение в мире в конце первой мировой войны. Обострение противоречий в системе международных отношений. По окончании войны державы-победительницы приступили к разработке планов обустройства мира. Парижская мирная кон­ференция (1919—1920 гг.) подготовила договоры государств Ан­танты с побежденными европейскими странами. Был подписан Версальский мирный договор с Германией (июнь 1919 г.). Через некоторое время были заключены мирные договоры с другими странами германского блока. Послевоенное мирное «урегулирование» на Дальнем Востоке в интересах государств-победителей завершила Вашингтонская конференция (1921— 1922 гг.). Договоры с Германией и ее бывшими союзниками, а также соглашения, подписанные на Вашингтонской конферен­ции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Составной ее частью было создание Лиги наций — международной организации для развития со­трудничества между народами и поддержания мира.

Версальско-Вашингтонская договорная система носила двой­ственный характер. С одной стороны, она положила конец меж­дународному разбою и всеобщему опустошению, дала надежду на мирную жизнь, с другой стороны,—не ликвидировала окон­чательно межимпериалистические противоречия. Она не обес­печивала подлинной стабилизации международной обстановки, породив антагонизм между странами—победителями и побеж­денными.

Страны, одержавшие победу в войне, перекроили европей­скую карту за счет государств германского блока, получили но­вые рынки сбыта, источники сырья, колониальные владения.

По версальскому договору от Германии были отторгнуты и переданы соседним странам (Франции, Бельгии, Польше) значительные территории в Европе. Она была лишена всех коло­ний, сфер влияния, собственности и привилегий за пределами страны. Предусматривалось разоружение Германии. Она объяв­лялась ответственной за развязывание ьойны и причинение ею ущерба, что создавало условия для взимания репараций.

Не менее тяжелыми были итоги войны и для союзников Гер­мании. Значительных территорий лишена была Турция. В ре­зультате распада Австро-Венгерской империи и отторжения терри­торий от Германии и России образовались самостоятельные госу­дарства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Югославия.

Договорная система, разработанная в Париже и Вашингтоне без участия России и учета ее интересов, в известной мере была направлена даже против нее. На всем протяжении работы Па­рижской конференции так называемый «русский вопрос» был чуть ли ни одним из основных. Вмешательство во внутренние дела Советского государства осложняло его международное по­ложение, усиливало гражданскую войну.

Сложившаяся в послевоенное время новая расстановка сил на международной арене создала почву и для обострения проти­воречий между самими государствами— победителями. Англия и Франция боролись за ведущую роль в Европе, Англия и США — за господство на море. На Дальнем Востоке Япония стремилась укрепить свои позиции в Китае, но ей препятствовала амери­канская политика «открытых дверей». Американские монопо­лии, разбогатев на войне, добивались мирового лидерства.

Таким образом, Версальско-Вашингтонская система, заду­манная как гарант от будущих международных конфликтов, не могла устранить их. Побежденные страны не могли согласиться с тяжелыми условиями мира. Более того они в дальнейшем по­могли реакционным силам Германии, Италии и Японии маски­ровать свои захватнические цели лозунгами о необходимости устранения «версальского диктата», разжигать среди населения шовинистические настроения. Возникли реваншистские тече­ния, приведшие к появлению фашизма и второй мировой войне. Подъем революционного и национально-освободительного дви­жения. Война до предела обострила внутренние противоречия в воюющих государствах. Резкое ухудшение положения народов, усиление социальных контрастов не могли не сказаться на пси­хологии масс. Началась быстрая радикализация общественно-политических движений. Накопившаяся социальная напряжен­ность под влиянием тягот и лишений войны стала проявляться в форме революционных взрывов (1917—1923 гг.). Крупнейшими событиями этого периода стали Февральская и Октябрьская ре­волюции 1917 г. в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону.
Владимир жалел своих людей, но знал, что самое верное средство, чтобы утвердить свою власть и навести порядок в мире необходимо проявлять свою силу и могущество, демонстрировать своё умение по защите как от внешних, так и от внутренних неприятелей. Сын его Мстислав, два раза победив Чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою ...

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
Феофан Прокопович (1681 —1736) воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латин­ский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философи­ей, «римскими древностями». Вернувшись на родин ...

Идеология барона Унгрена. Начало военной карьеры Унгерна
Биография Унгерна также полна загадок и противоречий, как и сам барон. Предки барона поселились в Прибалтике в XIII веке и принадлежали к Тевтонскому ордену.[38] Роберт-Николай-Максимилиан Унгерн фон Штернберг (в дальнейшем Роман Федорович) родился по одним сведениям, 22 января 1886 г. на острове Даго (Балтийское море), по другим - 29 ...