Исторические хроники » Россия и мировые войны - уроки и итоги » Первая мировая война

Первая мировая война
Страница 5

Революционный подъем был мощным протестом против войны. В октябре—ноябре 1918 г. произошли буржуазно-демократические революции в Австро-Венгрии и Германии, в результате которых рухнули крупнейшие монархии — Габсбур­гов и Гогенцоллеров.

В январе 1918 г. вспыхнула рабочая революция в Финлян­дии. В конце этого года Советы рабочих депутатов были созданы в ряде городов Польши. В 1919 г. возникли Советские республи­ки в Баварии, Бремене, Словакии, Венгрии. Усилилось рабочее и демократическое движение в других странах.

Развертывалось национально-освободительное движение в ко­лониях и полуколониях Азии и Африки. Начался необратимый процесс крушения колониальных держав — Великобритании и Франции. В марте 1919 г. произошло народное восстание в Корее, в мае началось массовое антиимпериалистическое движение в Китае. Национально-освободительная борьба турецкого народа в 1918—1923 гг. привела к образованию буржуазной республики.

Однако рабочее и национально-освободительное движение не смогло удержать завоеванные позиции. После 1920 г. оно пошло на убыль. Отступление сочеталось с мощными забасто­вочными выступлениями рабочего класса.

Внутренняя нестабильность, усугубленная к концу 1920 г. экономическим кризисом, привела к перегруппировке сил в ев­ропейских странах, к формированию полярных тенденций поли­тического развития.

Во-первых. В Италии, Германии зарождалось праворадикаль­ное фашистское движение. В своей идеологии фашисты опира­лись на обострение национальных чувств, использовали разоча­рование в старых политических ценностях, спекулировали на недовольстве широких слоев населения своим экономическим положением.

Но идея национального единства служила фашистам лишь прикрытием для осуществления амбициозных планов захвата политической власти и установления диктаторских режимов.

Во-вторых. В ряде стран возникли леворадикальные коммунис­тические партии. Объединившиеся в марте 1919 г. на своем кон­грессе в III Коммунистический Интернационал компартии соз­дали организацию, боровшуюся за диктатуру пролетариата в мировом масштабе. Деятельность компартий направлял Исполком Коминтерна, находившийся в Москве. Поддержка им коммуни­стического движения в отдельных странах в первую очередь сво­дилась к мерам политического характера, но имела место и ма­териальная помощь. В деятельности Коминтерна значительное место отводилось подготовке мировой пролетарской революции, которая объективно носила характер борьбы за приближение мировой революции. В ее неизбежность свято верили, отдавали ее подготовке огромную энергию, а часто и жизнь.

Если революционный подъем 1918—1919 гг. был обусловлен объективными причинами, то выступления 1923 г., хотя и были связаны с конкретной политической обстановкой, носили харак­тер искусственного революционизирования.

После поражения революционных выступлений в 1923 г. на­ступила стабилизация капитализма. Такому исходу послевоенных противоречивых событий в значительной мере способство­вали два обстоятельства.

Первое. Лавирование правящей элиты развитых стран между различными политическими силами, удовлетворение ряда соци­альных требований масс. Еще до воины получили распростране­ние коалиционные правительства с участием социалистов или даже под их руководством (в Веймарской республике в Герма­нии). В Швейцарии в 1920 г. был создан «чисто» социалистиче­ский кабинет. Вместе с тем в Венгрии (1920 г.), Италии (1922 г.), Болгарии и Испании (1923 г.), а в последствии и в других странах начинают устанавливаться фашистские автори­тарные режимы. Их становление и развитие скорее всего проис­ходили там, где буржуазно-либеральные реформы не содейство­вали укреплению позиций правящих кругов, где политическая нестабильность была особенно острой и не было прочной гаран­тии сохранения прежних властных структур. В этих условиях буржуазия вставала на путь отказа от демократических преобра­зований и использовала метод насилия для стабилизации капи­тализма. Выполнение такой задачи брали на себя фашистские организации. Уже после первых выступлений стало очевидно, что фашизм у власти — это грубое политическое насилие над массами, крайняя степень реакции, подавление демократии, со­циальная демагогия, установление культа «вождизма», открыто агрессивный характер внутренней и внешней политики, милита­ризация экономики, укрепление позиций финансового капи­тала. Монополистическую буржуазию, без финансовой поддержки которой фашизм не смог бы развиваться, укрепиться и прий­ти к власти, привлекали его антирабочая, антикоммунистиче­ская направленность, крайний шовинизм молодых фашистских партий.

Второе. Международное рабочее движение в эти годы разби­вается на два направления: одно, придерживающееся взглядов Коминтерна, и второе, стоящее на позициях Рабочего социали­стического Интернационала, воссозданного в 1923 г. Переход коммунистов и социал-демократов на непримиримые позиции в мировоззренческих взглядах имел негативные последствия для рабочего движения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Окружение Болотникова. Социальный состав восстания
Русские и иностранные источники свидетельствуют, что против Шуйского выступили жители Путивля, Чернигова, Рыльска, Стародуба, Кром, Курска, Ельца. «Достаточно очертить границы территории охваченной восстанием, чтобы убедиться в том, что против царя Василия поднялось население тех самых северских и южных городков, которые были главной ба ...

Вооружение
Авиационное. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" обеспечивает базирование на борту до 26 самолётов (типа Су-27К, МиГ-29К, Як-141, Су-33) и 18-24 вертолёта (типа Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31) в различных вариантах. Они размещаются в ангаре (153x26x7,2 м) под главной палубой, который в противопожарном отношении может разделяться огнестойкими скла ...

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизон­ные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном госу ...