Исторические хроники » Реформы 50-х годов XVI века в России » Учреждение опричнины

Учреждение опричнины
Страница 4

Рис. 15. Посольский приказ в Кремле. 1591г.

Среди доверенных людей в Москве были найдены виновники боярского заговора. Вернувшись в Москву из Новгорода, царь Иван IV казнил возглавлявшего Посольский приказ И. Висковатого.

Осложнение внешнеполитических условий в конце 60-х годов вызвало новые шаги в политике опричнины. Сущность процесса ликвидации реакционного боярства не изменилась. Шел второй этап, на котором стиралось различие земского и опричного уклада. Процесс централизации земель вызвал усмирение той части бояр, которая примкнула к опричнине. Видные представители боярского корпуса - князь Н. Одоевский и князь Темкинростовский - были казнены. Их землевладения перешли в руки государя. Централизация земельного фонда сопровождалась укреплением крепостнического гнета над крестьянами. Опричные земли охватывали уже не только земли оппозиционеров, сюда вошли черносошные и дворцовые территории. Ведение военных действий против Ливонии и татар требовало все больших средств. Тяготы крестьян давали о себе знать в форме скрытого сопротивления, а также и прямыми расправами над отрядами посылаемых опричников. Экономическое напряжение страны осложнялось войнами, голодом и эпидемиями.

Второй период опричнины укрепил государство, но уничтожить земельную аристократию Ивану IV не удалось. Сохранялся сильный антагонизм нового дворянства и традиционных сил господствующего класса. Это прослеживается на примере состава государственных учреждений, Боярской Думы.

Полемика князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным происходила в условиях внутренних и внешнеполитических обстоятельств, связанных с Централизацией власти. Оба были достаточно образованны, различие лежало в области политических целей.

Сохранившиеся (сохранилось 4 письма А. Курбского) письма основываются на цитировании Свяченного писания. В одном отрывке приводится рассуждение Цицерона. Курбский перевел некоторые работы Дамаскина, сочинения Дионисия Ареопагита, Григория Богослова.

Рис. 16. Печать Земского приказа.

Основной труд Курбского - "История про великого князя Московского", написанная в 1573 году. Здесь он выступил как достойный ученик Максима Грека, за просветительство. Его возмущало невежество феодального корпуса. Сам он проявил определенное вольнодумство, обвинив Грозного в тирании. Курбский оставался на позициях консервативного боярства, верил в авторитет аристократии. Грозный был достойным оппонентом в полемике, хорошо парировал библейские цитаты, разбирался в истории церкви. Но было главное препятствие для заинтересованной переписки со стороны царя: как указывают биографы Грозного, для

него характерна была "многая ярость и лютость", связанные с переходом Андрея Курбского в пределы Великого княжества Литовского. Это мешало Ивану IV, знавшему римскую историю, знакомому с сочинениями греков античности и византийских историков, продолжать длительную переписку. Биографические данные А. Курбского содержат факты гонений на его семью после перехода к противнику. Были затворены в монастырь его мать, жена и "отрок" и там умерщвлены. Та же участь ждала "одноколонных" княжат Ярославских, которых уморил Грозный различными способами, конфисковав после их имения и имущество князя Курбского.

Страницы: 1 2 3 4 

Противоречия личности и политика Павла I (1796—1801)
Павел I ввел в стране военно-полицейский режим, регламентировал все, от мундиров до употребления отдельных слов, и вместе с тем вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко, положил начало основанию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сирот военных в Петербурге), амнистировал живых пугачевцев. Идеалу либеральной ...

Бобрик Евгений Феофанович
Бобрик Евгений Феофанович (2 марта 1972(19720302), Ровно, Ровенская область) — украинский художник, дизайнер. Родился в 1972 году в г. Ровно, 1991 – окончил Днепропетровское государственное художественное училище (ДДХУ) 1994-95 – стажировка в университете г. Гранада, Испания 1997 – окончил Украинскую академию искусств (УАМ, теперь – На ...

Соловецкий монастирь
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Не ...