Исторические хроники » Имамат - государство Шамиля

Имамат - государство Шамиля
Страница 2

Важнейшим правительственным учреждением имамата являлся созданный в 1841 г. Государственный Совет – Диванхане. Он формировался из доверенных лиц Шамиля, из числа наибов и старших мюридов, из среды высших богословов. В его функции входило рассмотрение общих вопросов управления, военной организации, хозяйственных мероприятий, судебных дел спорного характера.

Решения принимались простым большинством голосов, причем имам не всегда мог рассчитывать на это большинство. Он только излагал дело и высказывал свое мнение. Здесь же, на Совете, заслушивались донесения наибов.

В важнейших случаях, касающихся дел всего государства, собирались съезды народных представителей. В них принимали участие члены Государственного Совета, наибы, муллы, старшины, депутаты-представители всех обществ имамата. Так, на собрании 1843 г. под угрозой отказа от имамства Шамиль добился всенародного согласия на беспрекословное повиновение всем своим приказам. На этом же съезде было сформировано нечто вроде правительства при его особе: Ахверды-Магома, Кибит-Магома и Шуаип-мулла должны были следить за исполнением повелений Шамиля, а наибы и старшины – соотноситься с ними в своей деятельности. На съезде 1846 г. в Андии участники съезда приняли свод законов «Низам» и советовались «насчет распределения наибов и войск Шамиля по разным сторонам и пунктам». По мере развития политической жизни имамата народные съезды трансформировались в съезды наибов и верхушки духовенства, терявших характер высшей инстанции.

Законодательство в имамате складывалось на основе норм шариата, который определял не только правовые нормы, но и образ жизни. Вследствие того, что в конкретных исторических условиях того времени шариат в имамате являлся не столько целью, сколько средством объединения разрозненных народов Дагестана и Чечни, он имел огромное значение в жизни государства.

Решения конкретных правовых вопросов и работа государственных органов определялись* в имамате положениями «Низама». Этот кодекс законов для руководства страной представлял собой сборник правительственных постановлений и мер, относящихся к безопасности страны и благосостоянию народа. В целом это законодательство способствовало упорядочению правовых гражданских и уголовных положений, укреплению правопорядка, ограничению произвола феодализирующейся и феодальной верхушки. Современники отмечали: «В настоящее время в Чечне убийство, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются…» Важное значение в законодательной системе играли меры, направленные на преобразование быта и традиции; в частности, резко был уменьшен выкуп за невесту, достигавший в Чечне до 800–1500 руб. серебром, в целом улучшено материальное обеспечение вдов и сирот. Основная часть постановлений «Низама» определяла систему и деятельность административных органов имамата, финансовые вопросы и меры по устройству войска.

Административное деление. Различные данные об административном делении и системе управления в имамате говорят о том, что его территория состояла из трех областей – Чеченской, Аварской и Андалальской, поделенных на 16 округов, не равных по территории и численности. Эти округа, насчитывавшие от нескольких тысяч дворов до нескольких сотен, управлялись наибами и назывались соответственно наибствамн. Размеры и количество наибств за период существования имамата менялись неоднократно. Всего их было создано до 50, постоянное же число не превышало 20.

На территории Чечено-Ингушетии в начале 40‑х годов XIX в. первоначально было учреждено несколько крупных наибств – таких, как наибство «Шубута и Джаберла», Га-лашкинское. Впоследствии неоднократно проводились реорганизации, приводившие к изменению границ округов и даже к их дроблению на менее крупные участки. Границы наибств не всегда могли совпадать со сложившимся традиционным делением обществ и народностей. На формировании территориальных границ округов сказывались военные действия, приводившие или к увеличению, или к уменьшению территорий наибств. В период Кавказской войны народы Чечено-Ингушетии выдвинули в лице наибов немало талантливых государственных руководителей, обладавших и военными способностями. В историю освободительного движения вписали свои имена военачальники и наибы – Шуаип-мулла Центороевский, Уллуби Ауховский, Талхиг, Джаватхан Шатоевский, Алдым Аккинский, Байсангур Беноевский, автор реформ Шамиля ~ – Юсуф-Хаджи Сафаров, а также Дуба Саадулла, Атабай и др.

Страницы: 1 2 3 4

Причины ведения опричнины
Четкий и однозначный ответ на эти вопросы дать не просто. Казалось бы, лучше всего должны были понимать смысл происходившего сами современники. Однако ясного и удовлетворительного объяснения причин учреждения опричнины в их сочинениях мы не находим, они как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат готового на него ответа пис ...

Правление Бориса Годунова
После смерти Федора, Бориса Годунова избрал на трон Земский собор. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. Борис Годунов был талантливым политическим деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь с реальными врагами, и он хотел вывести страну из запустения, закрепостив крестьян. Рост ...

Городская реформа
Назревала давно, 1785 – жалованная грамота городам – самоуправление (Екатерина II), где шестигласная дума, глава думы, но она никогда не исполнялась; выборов в городскую управу не было (назначал губернатор). Городская управа не имела своих доходов, все зависело от министерств. Лишь Петербург, Вильно, Одесса похожи на города, где каменн ...