Исторические хроники » Имамат - государство Шамиля

Имамат - государство Шамиля
Страница 1

Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки.

Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколько этапов. Первый период – 1828–1839 гг. – характеризовался распространением и оформлением идеологии движения, появлением первых организационных форм имамата; второй период – 1840–1850 гг. – перемещением центра движения в Чечню и оформлением военно-теократической монархии – «имамат»; третий период – 1850–1859 гг. – завершается кризисом и падением единого государства горцев Чечни и Дагестана.

Территория имамата в период своего расцвета включала в себя значительную часть Северо-Восточного Кавказа, на которой проживало около 1 млн. чел. Столица государства находилась в Чечне.

В состав имамата входили территориально: практически весь Нагорный Дагестан, вся Чечня, в т. ч. большая часть Карабулака. Карабулаки считались в составе Малой Чечни. Подвластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии, а порой и ингушские аулы. Помимо населения обществ, входивших собственно в черту имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали вместе со всем имуществом на левый берег Сунжи, ставший северной границей имамата в Чечне. В непокорные аулы Малой Чечни бежали и оседали «все беглые карабулаки, назрановцы, галгаевцы…». На определенных этапах существования имамата несколько раз пыталось присоединиться к нему крупное Назрановское общество в плоскостной Ингушетии.

В конце 40‑х годов XIX в. под верховное управление Шамиля вошла и большая часть Северо-Западного Кавказа, населенная сотнями тысяч черкесов. Шамилевский посланец наиб Магомед-Амин по примеру Шамиля сумел сплотить здесь военные силы горцев и создать организованную систему управления государственного типа. Однако Черкесия была географически отделена от основной территории имамата и изолирована системой военных укреплений царизма. Освободительное движение здесь протекало в относительном отрыве от Северо-Восточного Кавказа.

Характер и управление государства «Имамат». Государственное устройство имамата складывалось под влиянием, прежде всего, нужд обороны края от внешней опасности, что определило его военный характер. Во-вторых, большое воздействие на своеобразие горского государства, принципы его формирования оказал ислам. Это определило теократический характер государства. В-третьих, в государственном устройстве имамата отражались мечты, чаяния трудящихся масс о справедливом обществе, где наличествует социальное равенство и общая ответственность каждого перед богом, религией и родиной. Это определило общенародный, внесословный характер государства, которое выступало, по крайней мере, на первом этапе, защитником общенациональных интересов.

Высшая законодательная и исполнительная власть в государстве горцев Чечни и Дагестана принадлежала имаму. Имам в период Кавказской войны представлял собой предводителя мусульман, военного религиозного вождя. «Шамиль под названием имама считается главой и духовным властелином», – отмечают документы. В своем лице он объединял всю административную, военную и духовную власть. В силу объективных обстоятельств и личных качеств Шамиля этот государственный пост приобрел вскоре огромное значение. Шамиль – «хороший администратор в умный, даже очень умный человек», по словам его биографа А. Руновского, – сделал, однако, немало для превращения должности имама из выборной в наследственную, в личное достояние своего семейства. Сын Шамиля Гази-Магомед в 1847 г., будучи еще в юношеском возрасте, был назначен преемником отца, что должно было привести, по существу, к созданию наследственно: монархии.

Шамиль – имам Чечни и Дагестана – явился значительным реорганизатором общественно-политического устройства горских народов. Созданные им учреждения показали свою жизнеспособность и просуществовали вплоть до его падения. Надо отметит: что значительное влияние на содержание, характер и проведение реформ имамата в гражданской и военной областях оказал Юсуф – Хаджи Сафаров, выходец из Чечни, долгое время находившийся на службе в администрации наместника Египта, крупного реформатора Мехмед-Али. Юсуф-Хаджи оказывал большое влияние на Шамиля, «обо всем с ним совещались и многое делалось по его совету».

Страницы: 1 2 3 4

Государственное устройство
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответс ...

Социальная политика
В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передава ...

Общая оценка деятельности Кирилла и Мефодия
Известные нам произведения преславских книжников написаны так называемой кириллицей. Академик Б.А. Рыбаков в 1963 г. лаконично и четко охарактеризовал значение деятельности “великих славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия”: “Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, отправившись с братом в 86 ...