Имамат - государство ШамиляСтраница 1
Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки.
Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколько этапов. Первый период – 1828–1839 гг. – характеризовался распространением и оформлением идеологии движения, появлением первых организационных форм имамата; второй период – 1840–1850 гг. – перемещением центра движения в Чечню и оформлением военно-теократической монархии – «имамат»; третий период – 1850–1859 гг. – завершается кризисом и падением единого государства горцев Чечни и Дагестана.
Территория имамата в период своего расцвета включала в себя значительную часть Северо-Восточного Кавказа, на которой проживало около 1 млн. чел. Столица государства находилась в Чечне.
В состав имамата входили территориально: практически весь Нагорный Дагестан, вся Чечня, в т. ч. большая часть Карабулака. Карабулаки считались в составе Малой Чечни. Подвластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии, а порой и ингушские аулы. Помимо населения обществ, входивших собственно в черту имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали вместе со всем имуществом на левый берег Сунжи, ставший северной границей имамата в Чечне. В непокорные аулы Малой Чечни бежали и оседали «все беглые карабулаки, назрановцы, галгаевцы…». На определенных этапах существования имамата несколько раз пыталось присоединиться к нему крупное Назрановское общество в плоскостной Ингушетии.
В конце 40‑х годов XIX в. под верховное управление Шамиля вошла и большая часть Северо-Западного Кавказа, населенная сотнями тысяч черкесов. Шамилевский посланец наиб Магомед-Амин по примеру Шамиля сумел сплотить здесь военные силы горцев и создать организованную систему управления государственного типа. Однако Черкесия была географически отделена от основной территории имамата и изолирована системой военных укреплений царизма. Освободительное движение здесь протекало в относительном отрыве от Северо-Восточного Кавказа.
Характер и управление государства «Имамат». Государственное устройство имамата складывалось под влиянием, прежде всего, нужд обороны края от внешней опасности, что определило его военный характер. Во-вторых, большое воздействие на своеобразие горского государства, принципы его формирования оказал ислам. Это определило теократический характер государства. В-третьих, в государственном устройстве имамата отражались мечты, чаяния трудящихся масс о справедливом обществе, где наличествует социальное равенство и общая ответственность каждого перед богом, религией и родиной. Это определило общенародный, внесословный характер государства, которое выступало, по крайней мере, на первом этапе, защитником общенациональных интересов.
Высшая законодательная и исполнительная власть в государстве горцев Чечни и Дагестана принадлежала имаму. Имам в период Кавказской войны представлял собой предводителя мусульман, военного религиозного вождя. «Шамиль под названием имама считается главой и духовным властелином», – отмечают документы. В своем лице он объединял всю административную, военную и духовную власть. В силу объективных обстоятельств и личных качеств Шамиля этот государственный пост приобрел вскоре огромное значение. Шамиль – «хороший администратор в умный, даже очень умный человек», по словам его биографа А. Руновского, – сделал, однако, немало для превращения должности имама из выборной в наследственную, в личное достояние своего семейства. Сын Шамиля Гази-Магомед в 1847 г., будучи еще в юношеском возрасте, был назначен преемником отца, что должно было привести, по существу, к созданию наследственно: монархии.
Шамиль – имам Чечни и Дагестана – явился значительным реорганизатором общественно-политического устройства горских народов. Созданные им учреждения показали свою жизнеспособность и просуществовали вплоть до его падения. Надо отметит: что значительное влияние на содержание, характер и проведение реформ имамата в гражданской и военной областях оказал Юсуф – Хаджи Сафаров, выходец из Чечни, долгое время находившийся на службе в администрации наместника Египта, крупного реформатора Мехмед-Али. Юсуф-Хаджи оказывал большое влияние на Шамиля, «обо всем с ним совещались и многое делалось по его совету».
Франтишек Ладислав Челаковский.
Больших успехов добился в этой сфере Франтишек Ладислав Челаковский (1799-1852). Он родился в г. Страконице, в семье плотника, учился в гимназиях двух чешских городов, в 1817 г. уехал в Прагу изучать философию, а, окончив курс обучения, вступил в литературу. В 1834 г. он стал редактором газеты “Пражске новины”, с 1835 г. преподавал чешс ...
Положение о земских губернских и уездных
учреждениях
«Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование императора Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). ...
Семейное право
Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена « ...