Исторические хроники » Имамат - государство Шамиля

Имамат - государство Шамиля
Страница 1

Образование имамата. Высшим достижением горцев в ходе национально-освободительного и антифеодального движения было создание своей государственности. Произошло это благодаря тому, что в Дагестане и в Чечне имелись для этого объективные и субъективные предпосылки.

Идейно-организационное оформление рассматриваемого движения прошло несколько этапов. Первый период – 1828–1839 гг. – характеризовался распространением и оформлением идеологии движения, появлением первых организационных форм имамата; второй период – 1840–1850 гг. – перемещением центра движения в Чечню и оформлением военно-теократической монархии – «имамат»; третий период – 1850–1859 гг. – завершается кризисом и падением единого государства горцев Чечни и Дагестана.

Территория имамата в период своего расцвета включала в себя значительную часть Северо-Восточного Кавказа, на которой проживало около 1 млн. чел. Столица государства находилась в Чечне.

В состав имамата входили территориально: практически весь Нагорный Дагестан, вся Чечня, в т. ч. большая часть Карабулака. Карабулаки считались в составе Малой Чечни. Подвластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии, а порой и ингушские аулы. Помимо населения обществ, входивших собственно в черту имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали вместе со всем имуществом на левый берег Сунжи, ставший северной границей имамата в Чечне. В непокорные аулы Малой Чечни бежали и оседали «все беглые карабулаки, назрановцы, галгаевцы…». На определенных этапах существования имамата несколько раз пыталось присоединиться к нему крупное Назрановское общество в плоскостной Ингушетии.

В конце 40‑х годов XIX в. под верховное управление Шамиля вошла и большая часть Северо-Западного Кавказа, населенная сотнями тысяч черкесов. Шамилевский посланец наиб Магомед-Амин по примеру Шамиля сумел сплотить здесь военные силы горцев и создать организованную систему управления государственного типа. Однако Черкесия была географически отделена от основной территории имамата и изолирована системой военных укреплений царизма. Освободительное движение здесь протекало в относительном отрыве от Северо-Восточного Кавказа.

Характер и управление государства «Имамат». Государственное устройство имамата складывалось под влиянием, прежде всего, нужд обороны края от внешней опасности, что определило его военный характер. Во-вторых, большое воздействие на своеобразие горского государства, принципы его формирования оказал ислам. Это определило теократический характер государства. В-третьих, в государственном устройстве имамата отражались мечты, чаяния трудящихся масс о справедливом обществе, где наличествует социальное равенство и общая ответственность каждого перед богом, религией и родиной. Это определило общенародный, внесословный характер государства, которое выступало, по крайней мере, на первом этапе, защитником общенациональных интересов.

Высшая законодательная и исполнительная власть в государстве горцев Чечни и Дагестана принадлежала имаму. Имам в период Кавказской войны представлял собой предводителя мусульман, военного религиозного вождя. «Шамиль под названием имама считается главой и духовным властелином», – отмечают документы. В своем лице он объединял всю административную, военную и духовную власть. В силу объективных обстоятельств и личных качеств Шамиля этот государственный пост приобрел вскоре огромное значение. Шамиль – «хороший администратор в умный, даже очень умный человек», по словам его биографа А. Руновского, – сделал, однако, немало для превращения должности имама из выборной в наследственную, в личное достояние своего семейства. Сын Шамиля Гази-Магомед в 1847 г., будучи еще в юношеском возрасте, был назначен преемником отца, что должно было привести, по существу, к созданию наследственно: монархии.

Шамиль – имам Чечни и Дагестана – явился значительным реорганизатором общественно-политического устройства горских народов. Созданные им учреждения показали свою жизнеспособность и просуществовали вплоть до его падения. Надо отметит: что значительное влияние на содержание, характер и проведение реформ имамата в гражданской и военной областях оказал Юсуф – Хаджи Сафаров, выходец из Чечни, долгое время находившийся на службе в администрации наместника Египта, крупного реформатора Мехмед-Али. Юсуф-Хаджи оказывал большое влияние на Шамиля, «обо всем с ним совещались и многое делалось по его совету».

Страницы: 1 2 3 4

Цели главных участников войны
Война носила захватнический, империалистический характер со стороны обеих враждующих группировок; она велась в интересах буржуазии и помещиков, которые строили свое благосостояние на крови и страданиях народов. Англия стремилась сохранить свое господство на мировом рынке и огромные колонии, ограбление которых давало колоссальные доходы, ...

Эволюция государственно-правовой и политической системы России в XIX в. Правление Александра I
Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором ...

Вступление
После смерти Екатерины II на престол взошёл её сын Павел I Петрович. Павел I – своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп ...