Исторические хроники » Имамат - государство Шамиля

Имамат - государство Шамиля
Страница 3

Наибы, составлявшие высшее звено гражданского и военного управления имамата, подчинялись в свою очередь мудиру, руководителю области, провинции. Как правило, на должность мудиру назначался один из наибов какого-либо крупного участка. Так, талантливый наиб Кибит-Магома получил в «заведывание» семь других наибств Дагестана, Мичиковскому наибу Шуаипу-мулле в военном отношении были подчинены два наибства.

Практические права и функции наибов заключались в следующем: они «имели в руках власть судебную и исполнительную… наибы были обязаны приводить в исполнение все распоряжения Шамиля и непосредственно сноситься с ним в делах управления», кроме того на них возлагалась организация защиты наибства от парских войск, сбор ополчений и начальство над ними, собирание на логов, наблюдение над исполнением шариата, суд и расправа, рассмотрение жалоб и расследование нарушений и т.д.

Наибства делились на участки под управлением мазунов, в селениях же власть находилась в руках старшин, кадий и мулл. Кадии и старшины избирались народом, но по представлению наибов, и утверждались в своих должностях Шамилем.

При наибах крупных округов находились муфтии – духовные авторитеты, ведавшие вопросами суда; им подчинялись кадии и муллы.

В ведомстве наиба находились муртазагеты – постоянные войны, набираемые из расчета 1 всадник от 10 дворов, и народные ополченцы, набираемые из расчета 1 человек от 1 двора.

В зависимости от числа ополченцев и муртазагетов в своем округе наибы имели военные звания.

Наибы не получали содержания из казны государства и должны были пользоваться частью общеимаматских налогов, взимавшихся в его округе. Некоторые высшие чиновники пытались использовать даровой труд подвластных людей, брали взятки и разные поборы, утаивали налоги. Все это вызывало суровые расправы Шамиля, за наибами велось неустанное явное и тайное наблюдение специальными инспекторами-мухтесибами, их проступки преследовались, а имущество подвергалось конфискации.

Налоговая система. В имамате Шамиля была создана система налогов для финансового и продовольственного обеспечения государственных органов и ведения войны с царской Россией. Шариатская казна имела ряд источников поступления, основным из которых был закят – процент, взимаемый с ежегодного урожая и приплода скота, а также с денежных доходов.

Минимальный общий размер сбора составлял: с хлеба – 523102 меры, с овец – 3200 голов, с денег – 3200 рублей. В отдельные годы доходы могли вдвое превышать указанные цифры. Немало давали казне и поступления с земель и пастбищ, конфискованных у феодалов, а также урожай с мечетских земель. В казну государства шла 5‑я часть военной добычи.

В зависимости от имущественного состояния населения тех или иных обществ размер налога варьировался. Более всего от налоговой политики Шамиля страдали зажиточные горцы, на них часто накладывались штрафы и производились конфискации.

За исключением денежных сборов, поступавших непосредственно в государственную казну, хлебный налог большей частью использовался на местные нужды – на содержание наиба и его администрации, для обеспечения вдов, сирот и беженцев. Имам требовал от, наибов делить закят по справедливости: «Кто беднее, тому больше».

Военная организация. Имамат возник в условиях войны и являлся ее порождением. Это было государство военного типа. Каждый совершеннолетний мужчина считался военнообязанным и должен был иметь наготове исправное оружие и учиться владеть им. По различным оценкам общее ополчение населения государства составляло 30–40 тыс. чел. Народное ополчение было разбито на отряды по 50, 100 и 500 человек, имевшие своих постоянных начальников. Ими были, как правило, муртазагеты, мазуны и наибы.

Как правило, народное ополчение никогда не собиралось в один кулак, оно выставлялось от части наибства в одном из нескольких угрожающих направлений в виде частных ополчений. По свидетельству сподвижника Шамиля – Гаджи-Али, в ходе важнейших военных действий имамата численность войск, собранных в один кулак, никогда не превышала 12–15 тыс. человек.

Основу военных сил имамата составляло постоянное войско из 5580 конных и 8870 пеших муртазикатов. Наибства Чечни выставляли 1420 конных и 2400 пеших воинов. Муртазикаты, особенно из личной стражи Шамиля, относились к наиболее боеспособной части населения.

Страницы: 1 2 3 4

Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского
Пожарский (кн. Дмитрий Михайлович, 1678 - ок.1641) - знаменитый деятель смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии - стольником; в 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойнических шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на р. Пехорке; в 1610 г. назначен. бы ...

Источники
Об Унгерне написано немало работ, как советскими исследователями, так и историками белой эмиграции. Немалый интерес представляют книги воспоминаний. Среди них - книга Ф.Оссендовского « И звери, и люди, и боги». Впервые она вышла в 1922г. в Лондоне, а в 1925г. Была опубликована на русском языке. Её автор был министром финансов в правите ...

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народ ...