Исторические хроники » Имамат - государство Шамиля

Имамат - государство Шамиля
Страница 4

В числе постоянных воинских частей имамата был и русский батальон беглых солдат и бывших военнопленных. Русские солдаты, не желавшие участвовать в несправедливой войне против горцев, получали в имамате благоприятный прием, закрепленный официальным постановлением съезда народных представителей и приказами Шамиля. В начале 40‑х гг. XIX в. только в столице Ведено проживало до 500 русских солдат. «Живут, довольно хорошо и своевольны в своих поступках», – отмечают о них документы. Солдаты регулярно проводили военные учения, были заняты в охранной службе ставки имама, занимались ремонтом артиллерийских орудий и обучением горцев стрельбе из пушек.

Надо отметить, что организация артиллерийского дела в имамате была попыткой противостоять технической мощи царской армии, огнем своих орудий превращавшей в руины горские аулы. В основном артиллерия Шамиля состояла из трофейных орудий. Причем горцы показали себя с самого начала искусными бойцами, они не раз подавляли огнем батареи царских войск. В ставке Шамиля было налажено производство пороха, ядер, картечи, а впоследствии и орудийных стволов. Были сделаны попытки изготовления «конгревых» ракет. К 1859 г. весь артиллерийский парк государства не превышал 50 орудий. Шамиль был вынужден с горечью отметить в письме к французскому дипломату: «У нас нет ни оружия, ни всего необходимого для продолжения войны против неприятеля, столь превосходящего нас численностью и снабжением и ведущего войну такими варварскими способами». Единственное, чем горцы превосходили противника, это холодное и стрелковое оружие, да и то до введения штуцеров в русской армии в 50‑х годах XIX в.

Военная организация имамата жестко привязана к ограниченным экономическим и людским ресурсам горного края. Некоторые мероприятия по созданию воинских частей европейского образца не увенчались успехом, так как горцы были слишком малочисленны для взятия перевеса в крупных полевых сражениях.

Необходимо отметить, что в армии Шамиля вводились воинские звания. Отличившиеся бойцы и военачальники получали почетное оружие, наградные знаки и пенсии.

Значение имамата. Образование горского государства – имамата – явилось одним из наивысших достижении горцев в период народно-освободительного движения.

Государственная система имамата в целом соответствовала социально-экономическим и политическим условиям Чечни и Дагестана, отвечала национальным чаяниям и антифеодальным настроениям масс.

Социальная политика в имамате, особенно на первых порах его существования, проводилась в интересах народа ликвидировались феодальные повинности; пастбища и пахотные земли князей, ханов обращались в государственную собственность: уничтожались целые феодальные группы, связавшие себя службой царским властям. Имам окружал себя «бездомовниками», выходцами из социальных низов. Налоговый гнет ложился прежде всею на имущих горцев. Много было сделано для материального и правового обеспечения бедняков, вдов и сирот.

Несмотря на существовавшие определенные противоречия, в целом первое государство народов Чечни и Дагестана достигло определенных успехов в различных областях созидательной деятельности и представляло собой прогрессивное явление.

Страницы: 1 2 3 4 

Государственное устройство
Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти. В 1721 г. Петра провозгласи ...

Реформы в области печати.
Г лубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических и ...

Искусство
Еще до введения христианства на Руси в Киеве существовали христианские храмы, однако их внешний вид неизвестен. Точно также нам неизвестно, как выглядела знаменитая Десятинная церковь, построенная в столице в 989-996 годы князем Владимиром. Она была уничтожена при взятии Киева монголами, и до нашего времени дошел только ее фундамент, об ...