Исторические хроники » Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.) » Введение

Введение
Страница 2

Во второй половине 1960-х годов в СССР вышли в свет труды общего плана по истории международного национально-освободительного движения.[4] На основе использования зарубежных источников и литературы авторами представлен обширный фактический материал о развитии в Египте движения за независимость, а также внутриполитической ситуации в стране после прихода к власти военных. По мнению авторов, первоначально революция «напоминала верхушечный государственный переворот», однако дальнейшее развитие событий показало, что это была антиимпериалистическая, антифеодальная революция.[5] Исследователи уделяют внимание не только организации «Свободные офицеры», но и другим партиям и движениям, таким как Вафд и «Братья-мусульмане».

В 1970-е годы в советской историографии, в связи с установлением тесного сотрудничества между СССР и Египтом, возрастает интерес к египетскому движению за независимость, и особенно к Г.А. Насеру. В своей книге, посвящённой второму президенту Египта, корреспондент «Комсомольской правды» в АРЕ А.А. Агарышев уделяет большое внимание личности Насера, основным направлениям его деятельности.[6] Автор оценивает события, происходившие в Египте с просоветских позиций, неоднократно указывая как на внутренних «врагов» революции, так и на «происки империализма».

Статья доктора экономических наук И. П. Беляева[7] посвящена внешнеполитической деятельности Насера на посту главы государства. В ней автор подчёркивает значение национально-освободительной революции, которая «способствовала мощному антиимпериалистическому подъёму борьбы арабских народов».[8] По мнению И. П. Беляева, взаимоотношения Египта с ведущими мировыми странами развивались не по изначально разработанной внешнеполитической концепции, а исходя из конкретных исторических условий. С точки зрения автора, именно нежелание США оказать экономическую и военную помощь, при этом, не ущемляя национальные интересы Египта, предопределило переориентацию Насера на Советский Союз.

Истории развития политических движений в Египте с 1917 года до окончания Второй Мировой войны касается в своей монографии З.И. Левин.[9] Он обращает внимание на то, что главным направлением общественной мысли в рассматриваемый период являлась выработка идеологии движения за независимость на основе национализма и панарабизма, которая в дальнейшем оказала влияние на формирование концепции развития страны после начала революции 1952г. Исламское вероучение, являвшееся консолидирующим звеном между государственной властью и обществом, «использовалось, как своеобразная форма проявления патриотизма и сопротивления иностранному гнёту».[10]

Среди советской историографии 1980-х годов необходимо отметить монографию д.э.н. И. П. Беляева и академика АН СССР Е. М. Примакова.[11] Авторы уделяют внимание особенностям становления национальной буржуазии и пролетариата, а также роли «средних» и «промежуточных» слоёв в египетском обществе, приводят краткие биографии руководителей «Свободных офицеров». Основное внимание в монографии уделено становлению новых экономических отношений после прихода к власти «Свободных офицеров». Характер революции 1952 года И. П. Беляев и Е. М. Примаков определяют как национально-освободительный, антифеодальный и антиимпериалистический.[12]

Статья В. В. Вавилова[13] посвящена деятельности Насера на посту главы государства. Автор характеризует политические взгляды руководителей организации «Свободные офицеры», указывая на то, что «они находились под сильным влиянием национализма и арабизма».[14]

Страницы: 1 2 3 4 5

Александр I. Политическая и экономическая обстановка в России
В 1807 году Александр I в Тильзите заключил мир и союз с Наполеоном. А в 1808 году Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде против Англии. Континентальная блокада больно ударила по русской экономике, но она же и способствовала развитию в России текстильно-прядильного производства. Первая частная текстильно-прядиль ...

Нара и Хэйан.
В 710 была основана постоянная столица в Наре. Ранее столица находилась там, где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили с ...

Древнеегипетские представления египтян о загробном мире.
Итак, как уже говорилось, вся земная жизнь египтянина представляла собой подготовку к жизни загробной. Но после смерти воскресало не физическое тело, а душа человека. Таким образом, можно в полной мере согласиться с Геродотом, писавшим, что «египтяне первые научили людей тому, что душа человека бессмертна» (Геродот. II. 123).[1] Но д ...