ВведениеСтраница 2
Во второй половине 1960-х годов в СССР вышли в свет труды общего плана по истории международного национально-освободительного движения.[4] На основе использования зарубежных источников и литературы авторами представлен обширный фактический материал о развитии в Египте движения за независимость, а также внутриполитической ситуации в стране после прихода к власти военных. По мнению авторов, первоначально революция «напоминала верхушечный государственный переворот», однако дальнейшее развитие событий показало, что это была антиимпериалистическая, антифеодальная революция.[5] Исследователи уделяют внимание не только организации «Свободные офицеры», но и другим партиям и движениям, таким как Вафд и «Братья-мусульмане».
В 1970-е годы в советской историографии, в связи с установлением тесного сотрудничества между СССР и Египтом, возрастает интерес к египетскому движению за независимость, и особенно к Г.А. Насеру. В своей книге, посвящённой второму президенту Египта, корреспондент «Комсомольской правды» в АРЕ А.А. Агарышев уделяет большое внимание личности Насера, основным направлениям его деятельности.[6] Автор оценивает события, происходившие в Египте с просоветских позиций, неоднократно указывая как на внутренних «врагов» революции, так и на «происки империализма».
Статья доктора экономических наук И. П. Беляева[7] посвящена внешнеполитической деятельности Насера на посту главы государства. В ней автор подчёркивает значение национально-освободительной революции, которая «способствовала мощному антиимпериалистическому подъёму борьбы арабских народов».[8] По мнению И. П. Беляева, взаимоотношения Египта с ведущими мировыми странами развивались не по изначально разработанной внешнеполитической концепции, а исходя из конкретных исторических условий. С точки зрения автора, именно нежелание США оказать экономическую и военную помощь, при этом, не ущемляя национальные интересы Египта, предопределило переориентацию Насера на Советский Союз.
Истории развития политических движений в Египте с 1917 года до окончания Второй Мировой войны касается в своей монографии З.И. Левин.[9] Он обращает внимание на то, что главным направлением общественной мысли в рассматриваемый период являлась выработка идеологии движения за независимость на основе национализма и панарабизма, которая в дальнейшем оказала влияние на формирование концепции развития страны после начала революции 1952г. Исламское вероучение, являвшееся консолидирующим звеном между государственной властью и обществом, «использовалось, как своеобразная форма проявления патриотизма и сопротивления иностранному гнёту».[10]
Среди советской историографии 1980-х годов необходимо отметить монографию д.э.н. И. П. Беляева и академика АН СССР Е. М. Примакова.[11] Авторы уделяют внимание особенностям становления национальной буржуазии и пролетариата, а также роли «средних» и «промежуточных» слоёв в египетском обществе, приводят краткие биографии руководителей «Свободных офицеров». Основное внимание в монографии уделено становлению новых экономических отношений после прихода к власти «Свободных офицеров». Характер революции 1952 года И. П. Беляев и Е. М. Примаков определяют как национально-освободительный, антифеодальный и антиимпериалистический.[12]
Статья В. В. Вавилова[13] посвящена деятельности Насера на посту главы государства. Автор характеризует политические взгляды руководителей организации «Свободные офицеры», указывая на то, что «они находились под сильным влиянием национализма и арабизма».[14]
Военный фактор в XIII
веке. Трансформация Киевской
государственности и ее роль в организации русской армии
Раскрывая роль военного фактора в развитии и трансформации киевской государственности и складывании или разрушении иных исторических типов русской государственности, необходимо заострить внимание на том обстоятельстве, на котором делает акцент историк Серебрянников. Он считает, что военный фактор представлял собой определенный социально ...
Причины ведения опричнины
Четкий и однозначный ответ на эти вопросы дать не просто. Казалось бы, лучше всего должны были понимать смысл происходившего сами современники. Однако ясного и удовлетворительного объяснения причин учреждения опричнины в их сочинениях мы не находим, они как бы уклоняются от ответа на этот вопрос.
Не содержат готового на него ответа пис ...
Олег Борисович Гуцуляк
Род. 11 июля 1969, Ивано-Франковск, УССР) — украинский писатель, культуролог, философ. Живёт и работает в Ивано-Франковске. Член Ассоциации Украинских писателей. Кандидат философских наук. Автор геокультурной концепции «Мезогея (Мезоевразия)». Представитель так называемого «ивано-франковского феномена». Один из первых и постоянных автор ...