Исторические хроники » Историческое развитие Хорватии » Воеводина в составе империи Габсбургов

Воеводина в составе империи Габсбургов
Страница 2

В мае 1848 г. в городе Сремски Карловцы собралась многолюдная скупщина, которая провозгласила Раячича патриархом, Шупликаца — воеводой и объявила сербский народ свободным, в политическом отношении самостоятельным, но находящимся под властью габсбургской династии и входящим в состав Венгрии. Срем, Банат, Бачка и Бараня, включая и расположенные в них военизированные территории, должны были составить так называемую Воеводину. Скупщина избрала Главный одбор (комитет) во главе с Д. Стратимировичем, который имел право вести переговоры с Триединым королевством, созывать народную скупщину, выделять депутатов для переговоров с императором. Местные народные комитеты стали осуществлять функции органов новой власти на местах. Они заменили ликвидированные в гражданских районах венгерские органы управления, а на территории Военной границы австрийские. Фактически власть в Воеводине полностью перешла в руки Главного одбора и местных комитетов.

После майской скупщины сербо-венгерские отношения резко обострились. Венгерские власти объявили майскую скупщину незаконной и начали против воеводинских сербов военные действия. В июне 1848 г. вооруженные силы Воеводины, состоявшие как из регулярных граничарских отрядов, так и из добровольческих формирований, вступили в бои с венгерской армией на территории Бачки и Баната. Фактически началась сербо-венгерская война. Сербские войска, объединившись с хорватскими, во главе с баном И. Елачичем сумели захватить большую часть Венгрии. Патриарх Раячич фактически стал главой Воеводины, так как воевода Шупликац умер в 1848 г. Венское правительство в этот период вынуждено было признать решения майской скупщины и обещать воеводинским сербам политическую независимость.

Одной из главных задач национального движения сербов в 1848 г. была борьба за создание национальной автономной области — Воеводины. Императорским рескриптом от 18 ноября 1849 г. была сформирована искусственная административная единица Сербская Воеводина и Темишский Банат, центром был выбран Темишвар. Земли, составлявшие провинцию, были выведены из-под юрисдикции Венгрии и напрямую подчинялись Вене. Центр сербской патриархии - Карловцы не был включен в Воеводину. Ее границы были определены таким образом, что сербы не составляли большинство населения, почти половину территории занимали области, населенные румынами. В конфессиональном плане в провинции преобладало православное население (сербы и румыны), объединенное в одну епархию, но разделенное языковым барьером. В 1863—1864 гг. румынская церковь была выведена из-под управления сербской патриархии и получила самостоятельную митрополию. Создание Воеводины в таком виде не удовлетворило стремления сербов к автономии, так как органы управления полностью соответствовали духу абсолютизма.

Между тем венгерское национально-освободительное движение, разгромленное в 1848—1849 гг., успело оправиться и окрепнуть. Австрийские власти пошли на соглашение с венгерскими правящими кругами и издали в 1860 г. Октябрьский диплом, который предоставлял хорватским землям, а также Венгрии ограниченные автономные права. Последствием этого соглашения явилась ликвидация Воеводины, в декабре 1860 г. ее территория вошла как органическая часть в состав венгерских коронных земель.

В 1861 г. для того, чтобы успокоить сербов, недовольных ликвидацией Воеводины, правительство разрешило созвать народно-церковный собор, получивший название Благовещенский. Официальной целью созыва собора было обсуждение вопроса о сербской автономии. На его заседании впервые выступил лидер сербской буржуазии новосадский адвокат и публицист Светозар Милетич. Он предложил пойти на союз с венгерской буржуазией против венского абсолютизма, германизации и централизации, в то время как правое крыло либералов в лице Д. Стратимировича и И. Суботича требовало союза с хорватскими буржуазными партиями под покровительством Вены для борьбы против национализма венгров. Таким образом, в сербском национальном движении четко определилось два течения: либерально-буржуазное и консервативно-клерикальное. В то же время С. Милетич на протяжении 1861—1867 гг. постоянно стремился укрепить союз между венгерской и сербской буржуазией, видя в этом союзе средство борьбы против германизаторской политики венского двора. Австро-венгерское соглашение 1867 г., усилившее позиции венгерских господствующих классов, привело к крушению этих надежд. После этого сербы Воеводины стали рассчитывать на объединение «сербства» с центром в Белграде.

Воеводинские сербы приняли самое активное участие в деятельности общественно-политической и культурно-просветительской организации «Омладина». С. Милетич в 1866 г. основал газету «Застава», которая стала ее печатным органом. В 1869 г. была создана либеральная партия сербской буржуазии в Воеводине, которую возглавил С. Милетич. Программа партии предусматривала в области внутренней политики борьбу за разрешение национального вопроса, признание сербского языка во всех областях общественной жизни, союз с угнетенными народами (румынами, словаками, украинцами). В области внешней политики партия ставила своей задачей борьбу против захватнических устремлений Австро-Венгрии на Балканах, за федерализацию государства по примеру Швейцарии. Программа отражала идеи Великой Сербии, разработанные и сформулированные в это время в Сербском княжестве. К 1891 г. сформировалась Радикальная партия, которую возглавил Яша Томич. Эта партия стала главной и ведущей партией воеводинских сербов. В своей программе радикалы предусматривали борьбу против присоединения Боснии и Герцеговины к Австрии, за предоставление широкого самоуправления славянским народам в Австро-Венгрии. Программа радикалов была программой буржуазных реформ.

Страницы: 1 2 3

Конституция 1936 года. Обновление конституционного законодательства
Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социал ...

Древнеегипетская Книга мертвых. История создания «Книги мертвых».
Языческое египетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,— огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании х ...

Языческие верования восточных славян
Эпохе военной демократии и раннему классовому обществу у восточных славян соответствовала так называемая языческая религия. Этим термином принято обозначать религиозные представления, возникшие ещё, по-видимому, во времена палеолита и, естественно, видоизменявшиеся и развивавшиеся вместе с развитием общества. По словам Б.А. Рыбакова, сл ...