Исторические хроники » Историческое развитие Хорватии » Воеводина в составе империи Габсбургов

Воеводина в составе империи Габсбургов
Страница 2

В мае 1848 г. в городе Сремски Карловцы собралась многолюдная скупщина, которая провозгласила Раячича патриархом, Шупликаца — воеводой и объявила сербский народ свободным, в политическом отношении самостоятельным, но находящимся под властью габсбургской династии и входящим в состав Венгрии. Срем, Банат, Бачка и Бараня, включая и расположенные в них военизированные территории, должны были составить так называемую Воеводину. Скупщина избрала Главный одбор (комитет) во главе с Д. Стратимировичем, который имел право вести переговоры с Триединым королевством, созывать народную скупщину, выделять депутатов для переговоров с императором. Местные народные комитеты стали осуществлять функции органов новой власти на местах. Они заменили ликвидированные в гражданских районах венгерские органы управления, а на территории Военной границы австрийские. Фактически власть в Воеводине полностью перешла в руки Главного одбора и местных комитетов. Аналог ортомол артро

После майской скупщины сербо-венгерские отношения резко обострились. Венгерские власти объявили майскую скупщину незаконной и начали против воеводинских сербов военные действия. В июне 1848 г. вооруженные силы Воеводины, состоявшие как из регулярных граничарских отрядов, так и из добровольческих формирований, вступили в бои с венгерской армией на территории Бачки и Баната. Фактически началась сербо-венгерская война. Сербские войска, объединившись с хорватскими, во главе с баном И. Елачичем сумели захватить большую часть Венгрии. Патриарх Раячич фактически стал главой Воеводины, так как воевода Шупликац умер в 1848 г. Венское правительство в этот период вынуждено было признать решения майской скупщины и обещать воеводинским сербам политическую независимость.

Одной из главных задач национального движения сербов в 1848 г. была борьба за создание национальной автономной области — Воеводины. Императорским рескриптом от 18 ноября 1849 г. была сформирована искусственная административная единица Сербская Воеводина и Темишский Банат, центром был выбран Темишвар. Земли, составлявшие провинцию, были выведены из-под юрисдикции Венгрии и напрямую подчинялись Вене. Центр сербской патриархии - Карловцы не был включен в Воеводину. Ее границы были определены таким образом, что сербы не составляли большинство населения, почти половину территории занимали области, населенные румынами. В конфессиональном плане в провинции преобладало православное население (сербы и румыны), объединенное в одну епархию, но разделенное языковым барьером. В 1863—1864 гг. румынская церковь была выведена из-под управления сербской патриархии и получила самостоятельную митрополию. Создание Воеводины в таком виде не удовлетворило стремления сербов к автономии, так как органы управления полностью соответствовали духу абсолютизма.

Между тем венгерское национально-освободительное движение, разгромленное в 1848—1849 гг., успело оправиться и окрепнуть. Австрийские власти пошли на соглашение с венгерскими правящими кругами и издали в 1860 г. Октябрьский диплом, который предоставлял хорватским землям, а также Венгрии ограниченные автономные права. Последствием этого соглашения явилась ликвидация Воеводины, в декабре 1860 г. ее территория вошла как органическая часть в состав венгерских коронных земель.

В 1861 г. для того, чтобы успокоить сербов, недовольных ликвидацией Воеводины, правительство разрешило созвать народно-церковный собор, получивший название Благовещенский. Официальной целью созыва собора было обсуждение вопроса о сербской автономии. На его заседании впервые выступил лидер сербской буржуазии новосадский адвокат и публицист Светозар Милетич. Он предложил пойти на союз с венгерской буржуазией против венского абсолютизма, германизации и централизации, в то время как правое крыло либералов в лице Д. Стратимировича и И. Суботича требовало союза с хорватскими буржуазными партиями под покровительством Вены для борьбы против национализма венгров. Таким образом, в сербском национальном движении четко определилось два течения: либерально-буржуазное и консервативно-клерикальное. В то же время С. Милетич на протяжении 1861—1867 гг. постоянно стремился укрепить союз между венгерской и сербской буржуазией, видя в этом союзе средство борьбы против германизаторской политики венского двора. Австро-венгерское соглашение 1867 г., усилившее позиции венгерских господствующих классов, привело к крушению этих надежд. После этого сербы Воеводины стали рассчитывать на объединение «сербства» с центром в Белграде.

Воеводинские сербы приняли самое активное участие в деятельности общественно-политической и культурно-просветительской организации «Омладина». С. Милетич в 1866 г. основал газету «Застава», которая стала ее печатным органом. В 1869 г. была создана либеральная партия сербской буржуазии в Воеводине, которую возглавил С. Милетич. Программа партии предусматривала в области внутренней политики борьбу за разрешение национального вопроса, признание сербского языка во всех областях общественной жизни, союз с угнетенными народами (румынами, словаками, украинцами). В области внешней политики партия ставила своей задачей борьбу против захватнических устремлений Австро-Венгрии на Балканах, за федерализацию государства по примеру Швейцарии. Программа отражала идеи Великой Сербии, разработанные и сформулированные в это время в Сербском княжестве. К 1891 г. сформировалась Радикальная партия, которую возглавил Яша Томич. Эта партия стала главной и ведущей партией воеводинских сербов. В своей программе радикалы предусматривали борьбу против присоединения Боснии и Герцеговины к Австрии, за предоставление широкого самоуправления славянским народам в Австро-Венгрии. Программа радикалов была программой буржуазных реформ.

Страницы: 1 2 3

Петровские реформы: содержание, цели
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр 1 нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считал ...

Общество Токугава.
Административная система Токугава, как и политика национальной изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с которых, г ...

Реформы в области образования и культуры
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике ...