Исторические хроники » Городской строй Византии » Причины упадка византийских городов

Причины упадка византийских городов
Страница 1

Среди ученых нет единого мнения о том, почему развитые в экономическом, социальном, политическом плане византийские города в XII – XV вв. вступили в эпоху упадка. Однако можно наметить основные выводы историков относительно данной проблемы, сделанные на основе изучения исторических источников. Исследование этого вопроса еще раз подчеркнет, что между византийскими и западноевропейскими городами существовали большие различия.

Как справедливо отмечает большинство историков, «поздневизантийский город (XII – XV вв.) отмечен постепенным угасанием экономической деятельности городов и упадком их торговых связей»[22]. Причины упадка городов, ремесла и торговли в поздней Византии крылись в замедленности социально-экономического развития страны, застое производства, господстве феодалов над городом, подавлении экономики империи иностранным купечеством, чрезвычайно тяжелой для византийского государства внешнеполитической ситуации (борьба с турками и разрыв с Западом). «Если в раннее средневековье такие факторы, как воздействие античного наследия и покровительство государства, способствовали сохранению экономической жизнеспособности городов, то в новых хозяйственных условиях они превратились из стимула в тормоз прогрессивного экономического развития городских центров. Устойчивость античных традиций в структуре и организации ремесленного производства мешала введению технических новшеств, а главное – переходу к новой, мануфактурной стадии развития. Точно так же и государственная опека над ремеслом и торговлей из поддержки превратилась в преграду качественного прогресса византийского ремесленного производства. Государственная помощь покупалась дорогой ценой потери торгово-ремесленными корпорациями самостоятельности и инициативы»[23].

Государственная регламентация сковывала византийские корпорации. Взращенное в условиях исключительной привилегированности, византийское ремесло, потеряв в поздний период поддержку государства, не обнаружило достаточной внутренней жизнеспособности, чтобы устоять и перейти на более высокую, мануфактурную стадию развития.

Если на Западе разложение цехового строя было связано с переходом к более высокой ступени организации производства, то в Византии корпоративное устройство стало разлагаться, когда еще не появилось условий для развития мануфактуры. Италия, и в первую очередь Венеция и Генуа, стала составлять конкуренцию Византии на рынке.

Сравнивая европейские и византийские города, Сванидзе А.А. отмечает, что последние «не пережили коммунальных революций и не обрели муниципальных свобод»[24].

Курбатов Г.Л. также говорит о том, что подъем византийских городов в XII веке оказался кратковременным и незавершенным. «Главную причину этого следует видеть в особенностях становления феодального хозяйства в Византии»[25]. Подъем феодальной экономики в условиях сохранения мелкого, раздробленного крестьянского хозяйства, состояние которого в принципе мало интересовало феодала, не сопровождался сколько-нибудь существенным прогрессом в агрикультуре, технике обработки земли. Возрастал лишь ложившийся на крестьянское хозяйство гнет, что вело к обнищанию крестьян. Все это не могло не сказываться на состоянии внутреннего, городского рынка. Его развитие во второй половине XII века начинает замедляться в связи со снижением покупательной способности крестьян. Это обрекало многие ремесла массовых профессий на застой. Отсюда – ограниченные возможности консолидации объединений типа цехов. Усилившаяся в последней четверти XII века пауперизация и люмпен-пролетаризация части городского населения особенно остро проявлялась в Константинополе. Уже в это время начинает сказываться на его положении усиливавшийся ввоз в Византию более дешевых итальянских товаров массового спроса. Все это накаляло социальную обстановку в Константинополе, приводило к массовым антилатинским, антиитальянским выступлениям. В провинциальных городах к концу XII века также начинают проявляться черты экономического упадка.

Страницы: 1 2 3

Древнеегипетская Книга мертвых. История создания «Книги мертвых».
Языческое египетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,— огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании х ...

Причины ведения опричнины
Четкий и однозначный ответ на эти вопросы дать не просто. Казалось бы, лучше всего должны были понимать смысл происходившего сами современники. Однако ясного и удовлетворительного объяснения причин учреждения опричнины в их сочинениях мы не находим, они как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат готового на него ответа пис ...

История праздника славянской письменности
Имена великих просветителей славянских народов благоговейно чтутся в России, Болгарии, Сербии и других странах. В 1862 году русская общественность впервые отметила день памяти святых Кирилла и Мефодия как общенациональный праздник. Традиция празднования в честь словенских Первоучителей была надолго прервана трагическими событиями нач ...